Страничка педагога социального

Акция "Дом без насилия"

19.04.2024
С 08 апреля по 17 апреля 2024 года проводится на территории Минской области профилактическая акция «Дом без насилия!» ЦЕЛЬ: вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений. ЦЕЛЬ: вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений. Как не стать жертвой домашнего насилия? Не молчите! Звоните на горячие линии, обращайтесь в государственные органы! Обращайте внимание на «маркеры» насилия уже на первом этапе знакомства с молодыми людьми: запрещает ли вам мужчина видеться с подругами, ограничивает ли общение с родителями. Присматривайтесь друг к другу заранее. Психологи утверждают: агрессия и насилие встречаются чаще в семьях, где оба партнера имеют взрывной характер, не наделены терпением, не умеют ждать и анализировать. Не будьте равнодушными, если знаете, что кто-то из знакомых подвергается домашнему насилию, или видите его. Воспитывайте детей в уважении друг к другу. Обращайте внимание на насилие в отношении детей. Оно не менее важно, чем в отношении женщин, и может иметь более серьезные последствия. Помните, что психологическая помощь нужна и жертвам насилия, и агрессорам. Оказание дистанционной психологической помощи детям и подросткам осуществляется в рамках Телефона доверия – экстренной психологической помощи для детей и подростков 8 017 263-03-03 (анонимно, круглосуточно), Детской телефонной линии 8 801 100 1611 (анонимно, круглосуточно, бесплатно). На обеих линиях работают квалифицированные детские психологи, оказывающие психологическую помощь ребёнку или подростку, попавшему в кризисную ситуацию, а также консультируют лиц, заинтересованных в жизни и развитии ребёнка. Работает телефон доверия МВД (по будням с 9-00 до 18-00) 8 017 2187222. Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801.
развернуть

ч

Услуга временного приюта

в «кризисной» комнате

         «КРИЗИСНАЯ» КОМНАТА – специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.

Услуга временного приюта в «кризисной» комнате оказывается:

 - жертвам торговли людьми,

- лицам, пострадавшим от домашнего насилия,

- лицам, пострадавшим от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий,

 - лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В «кризисной» комнате вы  можете находиться:

      Бесплатно

      Круглосуточно

      По выходным дням

      Анонимно

Сделай верные шаги в критической ситуации!

Если вы нуждаетесь в услугах временного приюта в  «кризисной» комнате – обращайтесь за помощью в ГУ ТЦСОН Пуховичского района!

тел. 8 (01713) 34 2 12 (в рабочие дни с 8.00 до 17.00)

тел. +375 44 77 18 130 круглосуточно

Наш адрес:  г. Марьина Горка,  ул. Новая заря,  д.35а, 2 этаж, 

кабинет 156,

телефон экстренной психологической помощи:

8 (01713) 34 2 12 (в рабочие дни с 8.00 до 17.00)

Мы в социальных сетях:  https://vk.com/id288243125

свернуть

"НЕТ" насилию в семье

10.08.2023

 

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.

Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилое помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

Ярко выраженные признаки насилия

Физическое насилие:

- следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;

- переломы или ушибы;

- следы ожогов.

Сексуальное насилие:

- сексуальное прикосновение к пожилому человеку без его согласия;

- принуждение пожилого человека раздеваться;

- принуждение пожилого человека вступать с ним в сексуальный контакт.

Психологическое насилие:

- постоянный крик и угрозы в сторону пожилого человека;

- ругань и использование неприличных слов;

- унижение пожилого человека;

- игнорирование пожилого человека, когда он о чем-либо просит.

Финансовая эксплуатация:

  • заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов;
  • неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;
  • использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить;
  • пропажа денег на банковском счету или наличных.

Особенностью домашнего насилия является то, что все происходит при закрытых дверях. Многие жертвы насилия сами не хотят выносить «сор из избы».

Последствия домашнего насилия:

  • разрушается уверенность в себе;
  • снижается самооценка;
  • развивается безответственное отношение к своей жизни и самообвинение за насильственное поведение партнера;
  • развивается тревожность;
  • формируется ноогенный невроз (потеря смысла жизни);
  • утрачивается реалистичное восприятие ситуации;
  • формируется искаженный «портрет» агрессора и искаженное восприятие себя и своих качеств;
  • решения относительно своих действий принимаются в зависимости от реакций агрессора, возникают значительные затруднения при принятии любого решения – развитие неуверенности и страха;
  • оценка действий окружающих людей происходит в соответствии с оценками агрессора;
  • возникает желание «спасти» партнера, когда тот попадает в неприятное или трудное положение.

Пожилые люди физически слабее и уязвимые, поэтому даже небольшая травма может повлечь за собой серьезные, неизлечимые последствия.

Признаки личностной деформации

  • На психологическом уровне: нарушение сна, кошмары, повторяющиеся воспоминания, сложности с концентрации внимания, повышенная возбудимость, ощущение враждебности общества, депрессивное состояние, внезапные вспышки агрессии.
  • На физиологическом уровне: ощущение нехватки воздуха, дискомфорт в желудке, внутренние спазмы, головные боли.
  • На уровне поведения: злоупотребление алкоголем или наркотиками, проблемы с питанием, суицидальные попытки или мысли, нарушения взаимоотношений с окружающими, избегание общения, подозрительность, неверие в искренность хорошего отношения.

Характерное следствие домашнего насилия – так называемая «выученная беспомощность». Чем дольше длятся отношения с насилием, тем все более беспомощной чувствует себя пожилой человек.

-Если Вы пострадали от насилия – обратитесь за помощью!

Что необходимо делать в случае насилия?

  • Расскажите о домашнем насилии по отношению к Вам, тому, кому Вы доверяете.
  • Позвоните на горячую линию для пострадавших от домашнего насилия.
  • Посетите территориальный центр социального обслуживания населения Вашего района.
    • Обратитесь в правоохранительные органы.

 Пострадавший от насилия имеет право:

  • на подачу заявления в органы внутренних дел, либо в прокуратуру;
  • на транспортировку в медицинское учреждение и оказание первой медицинской помощи;
  • на помещение в безопасное место либо в стационарное учреждение социального обслуживания по своему желанию.

Шаги выхода из сложной ситуации

 Шаг 1

Поделитесь своей проблемой, это не сделает ситуацию хуже. Окружающие действительно могут помочь, их поддержка Вам необходима. Если Вам очень сложно «вынести сор из избы», обратитесь к психологу, социальному работнику или в территориальный центр социального обслуживания населения по району.

 

Шаг 2

Предпримите решительные меры: обратитесь в суд; если есть возможность, переезжайте на другую квартиру или в другой город. Держите в секрете то, что задумали. Меняйте свою жизнь к лучшему!

 Шаг 3

Управляйте своей судьбой. Вы не должны жить или мириться с человеком, который причиняет Вам вред – моральный или физический.

 Шаг 4

Не идите на  компромиссы, не доверяйте лживым обещаниям. Если Вы периодически подвергались насилию, то вероятность, что оно повторится даже после примирения, равна 96%.

 Шаг 5

Общайтесь, не замыкайтесь в себе, одиночество Вам не друг. Общайтесь, для Вас это один из видов решения проблемы.

Домашнее насилие проявляется в отношениях супругов  или близких партнеров, бывших супругов или бывших интимных партнеров, родителей, детей, внуков, других родственников или близких людей, проживающих вместе или приходящих в дом на правах близких людей.

Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, находятся в состоянии кризиса, который можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. Психологическое и физиологическое напряжение, вызывающее дискомфорт.
  2. Ощущение паники, когда человек чувствует себя неадекватным, беспомощным.
  3. Стремление к улучшению состояния, забывая о проблеме.
  4. Снижение активности, трудоспособности.

Для того чтобы выйти из кризисного состояния нужно:

  1. Увидеть проблему в целом, в жизненном контексте, тем самым расширяя перспективы ее видения и возможные пути ее разрешения.
  2. Активизировать свои внутренние возможности и привлечь всех, кто может помочь.
  3. Снять тревожное состояние, так как реакция на кризис может породить новые тревоги или новый кризис.
  4. Многие женщины, столкнувшиеся с домашним насилием, предпочитают терпеть его проявления от 1 года до 20 и более лет, пока не наступит критический момент, и не возникнет осознание угрозы для собственной жизни и жизни детей.

Существует множество причин, которые удерживают женщин от изменения ситуации или разрыва отношений с обидчиком.

  • женщина выросла в семье, в которой насилие было привычным;
  • женщина не знает о существующих службах, помогающих в ситуациях домашнего насилия;
  • женщина может думать, что до сих пор любит обидчика и зависит от него эмоционально;
  • женщина считает, что только она может помочь обидчику разрешить проблемы (избавиться от алкогольной зависимости и от депрессии);
  • женщина убеждена, что как только разрешатся его проблемы (с работой, перестанет пить), он перестанет издеваться над ней;
  • женщина находится в экономической зависимости от обидчика;
  • трудности в трудоустройстве и отсутствие финансовой помощи, особенно для женщин с маленькими детьми;
  • отсутствие жилья, как надежной защиты для женщины и детей;
  • женщина испытывает недостаток психологических и физических сил и веры в себя для прекращения или изменения отношений и начала новой жизни;
  • устойчивое влияние культурных стереотипов, призывающих к сохранению семьи любой ценой;
  • окружающие (партнер, родственники и т.д.) убеждают женщину, что она сама виновата в насилии и может остановить его, подчинившись требованиям партнера.

 

Страхи женщин, подвергающихся насилию:

  • Не существует способа защитить себя, даже если милиция задержит обидчика (страх того, что он отомстит ей или близким). Она приносит себя в жертву ради спокойной жизни других. В действительности если женщина будет активно пытаться разрешить ситуацию с привлечением всех возможных средств и организаций, способных оказать помощь, то ситуация будет успешно разрешена и женщина сможет защитить себя и своих близких.
  • Если она донесет на агрессора, то он потеряет работу. В этом случае женщина должна определиться в том, что для нее важнее: авторитет и наличие работы у обидчика или безопасность собственной жизни и жизни детей.
  • Никто не поверит тому, что она подвергается насилию. Женщине, подвергающейся физическому насилию, желательно собрать доказательства совершенного насилия посредством прохождения судебно-медицинской экспертизы. Существуют кризисные центры, занимающиеся проблемой домашнего насилия, где женщине не только поверят, но и окажут необходимую помощь.
  • Может потерять своих детей, так как суд передаст опеку над детьми мужу. Если у женщины возникает подобный страх, то ей следует получить юридическую консультацию.
  • Для женщин-представителей малых этнических или религиозных сообществ характерен страх осуждения членами сообщества разрыва семейных отношений. В такой ситуации женщине необходимо быть очень убедительной и доказать родственникам реальность угрозы для собственной жизни и жизни детей.
  • Страх того, что другие люди узнают подробности и суть семейной проблемы при обращении женщины в милицию, суд. Женщине необходимо осознать обязательность обращения в органы милиции и посвящения некоторого количества людей, чья деятельность связана с разрешением именно этой проблемы в свою историю. При этом женщине нужно помнить, что это лишь временная ситуация, через которую нужно пройти, чтобы достичь благополучия в своей жизни.
  • Опасения, что милиция и судебные органы не окажут необходимой помощи. Женщине нужно быть настойчивой в осуществлении принятого решения и собрать все необходимые доказательства.
  • Страх усиления насилия. Предпринять все возможные меры, чтобы обезопасить себя и своих близких. Женщине необходимо заручиться поддержкой организаций, занимающихся разрешением данной проблемы.

Эмоциональные переживания женщины, пострадавшей от внутрисемейного насилия, сопровождаются сильнейшей душевной болью. Причем поскольку домашнее насилие – процесс, а не отдельное событие, то и душевная боль выливается в особое деструктивное страдание, при котором женщине требуется не просто психологическая поддержка, но и коррекция эмоционального состояния.

Впоследствии домашнего насилия у женщин наблюдаются признаки, соответствующие посттравматическому стрессовому расстройству:

  • «солдатское сердце» (боль за грудиной, сердцебиение, прерывистость дыхания, повышенная потливость);
  • хроническое чувство вины;
  • «флэшбэк-синдром» (насильственно вторгающиеся в сознание воспоминание о «непереносимых» событиях);
  • «комбатантная» психопатия (агрессивность и импульсивное поведение со вспышками насилия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при замкнутости и подозрительности);
  • синдром прогрессирующей астении (быстрое старение, падение веса, психическая вялость, стремление к покою);
  • рентное состояние (пассивная жизненная позиция с осознанной выгодой от полагающих льгот, привилегий, стремление к статусу инвалида, хронически больного человека).

Эти состояния обладают определенной динамикой: с возрастом они могут не только не ослабевать, а становиться все более выраженными.

Только Вы сами можете остановить НАСИЛИЕ !!!

Вы можете обратиться за помощью и поддержкой в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района»

по адресу: 222827 Минская обл., Пуховичский р-н, г. Марьина Горка, ул. Новая Заря, д.35а,  ТБЦ «Хельсинки» (2 этаж), каб.157

 телефон экстренной  психологической помощи

8 (01713) 34-2-12

 Материал подготовила

педагог социальный Генералова Е.В.

 

 \

свернуть

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

20.06.2023

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

 При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  •  безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами.В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

 Педагог социальный Генералова Е.В.

 

 

 

свернуть

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

07.10.2022

Сексуальное насилие это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • сильная реакция испуга или отвращение в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
  • прогулы занятий      в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

  •  Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  •  Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
  •  Нельзя садиться в чужую машину.
  •  Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  •  Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

       Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

       Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

        Во всех областях республики и в г.Минске создана и     функционирует служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия».

       Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Номера телефонов

службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)

г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр—нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

свернуть

МУЖЧИНА – МУЖ И ОТЕЦ. РОЛЬ МУЖЧИНЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

15.09.2022

В современном мире роль отца нивелируется. Многие женщины считают, что отец не важен и не нужен. Они сами могут заработать денег, родить ребенка без мужчины, сами воспитывают, покупают детям квартиры. И вроде как – зачем мужчина-то? Нужен ли он и важен ли?

К тому же к отцам проявляются завышенные требования. Он должен любить ребенка еще в животе, должен принимать участие в его жизни с пеленок и получать удовольствие от этого. А еще должен стать понимающим и добровольно встать на второй план, когда чудо появилось на свет.

Потом матери оценивают, хороший ли он отец. Сколько гуляет, может ли остаться один, чему учит, чему может научить. Как разговаривает, как ходит, кем работает, стоит ли у него на столе фото ребенка и т. д., и т. п.

Отцы другие. Они не такие, как мамы. И женщинам трудно принять и понять, что мужчина не сразу понимает что происходит, когда выясняется, что жена беременна..

То, что для нее происходит девять месяцев, на него обваливается в один день. Когда жену и ребенка привез домой из роддома. А там не так, как в кино.

Мужчины сначала думают, что младенцы не плачут по ночам, не мучаются животом, не болеют. И совершенно ничего мужчины не знают о кризисах двух, трех лет. Себя в таком возрасте не помнят. И для них все это становится серьезным испытанием. Особенно в первый раз.

Мужчина и правда уверен, что с рождением ребенка останется «номером первым» для жены. И их выбивает из колеи не то, что дом не убран или ужин не готов. А то, что его женщина целиком и полностью принадлежит не ему. И даже не пытается ничего с этим сделать. Не видит в этом проблемы, да еще и обвиняет мужа в черствости.

Мужчина не готовился стать отцом. Он не играл в дочки-матери, не читал книг и журналов. С рождением ребенка он попадает сразу в новую и стрессовую ситуацию. И ему нужно время – чтобы привыкнуть, адаптироваться, перестроиться. Больше времени, чем женщине. А еще – возможность совершать ошибки. Иногда соску поднять с пола и вложить ребенку в рот. Иногда – неправильно надеть памперс. Это нормально.

Они и не должны быть такими же, как мы. В этом не было бы смысла. Материнская и отцовская любовь вместе создают для ребенка целостный мир. И целостную личность его самого.

Любовь отца невозможно заменить ничем. И ни одна мама не сможет заменить ребенку обоих родителей. Потому что мужская любовь – это другое. Более сдержанная. Более редкая. И очень желанная. Желанная каждым ребенком по-своему.

Роль папы в воспитании сына

Отец — это всегда пример для сына, образец мужского поведения и характера. Недаром существует выражение «примерный отец». Малыш получает представление о том, как должен себя вести мальчик и будущий мужчина, именно от папы. Уже с 3-5 лет мальчик моделирует свое поведение в соответствии с папиным примером, он как бы отождествляет себя с отцом, пытается подражать ему. Конечно, кое-какие модели «мальчишеского» поведения ребенок черпает и из общения со сверстниками, но все-таки главный образец мужчины — это отец. Мальчики, выросшие без отца, часто не знают, как вести себя в той или иной ситуации, требующей от них мужской модели поведения.

Наблюдая за отношениями папы и мамы, мальчик узнает культуру отношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, для него формируется модель будущих отношений с противоположным полом. Велика вероятность того, что в будущем в собственной семье сын воспроизведет модель отношений, подобную той, которую видит в детстве.

Особая роль папы в воспитании сына заключается в заботе о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты. Развивая физические силы
мальчика, необходимо одновременно приучать его к аккуратности, организованности, дисциплинированности. Важна роль отца в приучении мальчика к самообслуживанию и помощи другим. Здесь не помогут рассказы и разговоры, влияние сможет оказать только личный пример отца. Оскар Уайльд говорил по этому поводу: «Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам».

Многие папы, желая видеть своих сыновей мужественными, сильными, умными и смелыми, забывают о таких важных потребностях ребенка, как ласка и забота. Эти проявления чувств необходимы мальчикам не меньше, чем девочкам! Неверно полагать, что отцовская ласка сделает из сына «девчонку». Исследования говорят, что наиболее мужественные дети вырастают как раз у тех отцов, которые не скупятся на нежность в отношении сыновей, особенно в раннем детстве.

Роль папы в воспитании дочери

Для девочек папа — это тоже образец мужского поведения, только дочь рассматривает этот образец немного с другой стороны. Контакт с папой для нее — это первый опыт общения с мужчиной.

Не зря существует мнение, что женщины интуитивно выбирают мужей, похожих на отца либо характером, либо внешне. Подсознательно дочь всегда будет искать отношений, повторяющих семейную модель мамы и папы. Она подсознательно повторяет в своей семейной жизни модель отношений мамы и папы, плоха она или хороша. А вот не знавшие отца девочки зачастую предъявляют к избранникам особые требования, основанные на собственном воображении, не различают семейных ролей и даже иначе оценивают термин «любовь».

Однако с этой ролью важно не переборщить, иначе это может привести к смещению ролей, агрессии по отношению к маме и восприятию отца как своего мужчины. Такая ситуация возможна, если папа балует дочурку, все позволяет ей, задаривает подарками и сладостями – в общем, ведет себя с ней, как с любимой женщиной. С дочкой лучше постараться наладить мягко-настойчивое поведение с позволительной строгостью, а «романтическую» модель отношений перенести на её маму.

Еще одна важная задача отца в воспитании дочери — воспитывать в ней любознательность. Именно отец расширяет кругозор дочери, знакомит ее с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Совместное чтение сказок, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, прослушивание музыки и просмотр кино, совместные прогулки и экскурсии, во время которых отец может давать дочке все необходимые пояснения, поощрять ее общение с ровесниками.

Мальчики ждут от пап захватывающих приключений, девочки – обожания. Для девочек это и возможность побыть впервые принцессой, и ощущение надежного тыла.

И пусть у пап другой подход, другие методы. Но у них такая же сильная любовь. Пусть она рождается не сразу, а лишь через несколько лет достигает своего пика. Пусть она не всегда нам видна и понятна. Пусть она более требовательна и тверда. Пусть они участвуют в меньшем количестве дел, связанных с детьми, проводят меньше времени.

Позвольте вашим мужчинам быть отцами для своих детей. Разрешите детям любить отцов такими, какие они есть. Уважать их такими, как они есть. Принимать их такими, какими вы их когда-то за что-то полюбили. И от каких вы когда-то сами решили родить ребенка. Вы сделали однажды этот выбор – даже если вам кажется, что вы его не делали. И этот выбор невозможно переписать, вычеркнуть.

Учитесь любить и принимать, уважать своего папу. Таким, какой он есть. Помните, что с этого начинается уважение ко всем мужчинам – и к себе самой.

И пусть у каждого ребенка в мире от нуля до ста сорока лет – будет за спиной отец. Настоящий, любящий и любимый.

Педагог социальный Генералова Е.В.

Использованная литература:

Евдокимова, Е.С. Образ родителя и воспитателя в событийной картине дошкольного детства. // Образование и семья: проблемы диагностики. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2007 года, СПб. Под общ. Ред. И.А.Хоменко – СПб: Изд-во «Борей АРТ», 2007.- 217 с.

Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Белова С.В. Диалог Любви. – Элиста: Изд. Карм. ун-та, 2010.

Менегетти А. Психосоматика. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.

Сати Мата Джи (Елена Тарасова). Вселенная внутри нас: беседы о самом себе. – Киев, 2012.

свернуть