Ресурсный центр «Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

Консультация для родителей «Право на любящих и все понимающих родителей, или Прежде чем воспитывать ребенка ...»

26.04.2023

Почему мы, родители, считаем, что воспитываем детей, когда читаем им нудные нотации или устраиваем шумные выволочки?

Когда Вам в очередной раз захочется «повоспитывать» своего ребенка, возьмите себя в руки, не горячитесь, сядьте поудобнее, расслабьтесь задумайтесь: зачем? Какова цель Вашего очередного воздействия? 

Вам хочется:

  • навязчиво поделиться с ребенком опытом или протянуть ему руку помощи?
  • еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и чувство защищенности?
  • устроить ребенку очередное «военное сражение» и убить в нем веру в себя?
  • сделать ребенка «удобным» для себя и «прополоть» неугодные качества, вырвать их с корнем, как бурьян?
  • выместить на ребенке злобу и обиду на окружающих?

     А может, Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости и са­моутвердиться во время «разбора полетов»?

     А может, Вы задумали устроить малышу очередную порку из-за собственной беспомощности и неумения воспитывать, которые надо скрыть за ширмой «воспитания»?

А может...

Еще раз проанализируйте: зачем и почему Вы вдруг вновь решили ма­нипулировать ребенком? Может, просто потому, что ребенок слаб и безответен, да и попался под горячую руку?

Какие бы Вы ни испытывали чувства, ничего не надо предпринимать, когда Вы в состоянии аффекта и плохо контролируете собственное поведение. Нет более странной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нельзя! Нехорошо!». Похоже, что природная склонность родителей — учить на отрицательном примере. Вряд ли малыш поймет; что агрессия не лучший способ установления взаимоотношений с окружающими, если этим способом пользуются родители, доказывая, что «сила не право» добиваясь послушания от своего ребенка. Он непослушен, потому что непослушным его сделали Вы сами. Поэтому наказывать необходимо Вас. Вот ребенок и делает это своим непослушанием. Подумайте, каким будет конечный результат Ваших «воспитательных воздействий». Физические наказания совершенно бесполезны. Действительно, моральное поведение ребенка формируется исключительно под воздействием его собственного внутреннего контроля, а не из-за животного чувства страха перед наказанием. К тому же ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который наказал. Не наказания должен бояться ребенок, не гнева Вашего, а Вашего огорчённого взгляда и вида.

 Задумайтесь, какие отзвуки и отголоски вызовут Ваши «воспитательные воздействия»?

Физические наказания ранят не только тело, но главным образом, душу ребенка.

Унижение человеческого достоинства может привести к серьезным психическим нарушениям: формированию неуверенности в себе, комплекса неполноценности, занижению самооценки, подавлению личности, озлобленности, замкнутости, трусости или садизму.

Словесная агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, ведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, неудачам во взрослой жизни. Ваш ребенок — не Ваша собственность, и решать его судьбу, тем более ломать ее, никто не имеет права, даже Вы.

Откройте дверь в свое детство. Вспомните, какими были Вы. Вспомните, что самой главной Вашей потребностью была потребность в любви и одобрении. Поэтому ни в коем случае не лишайте ребенка родительской любви и внимания, не угрожайте в качестве наказания, что мама уйдет и оставит ребенка одного, не лишайте его заслуженной похвалы и награды. Не заставляйте его вымогать у Вас любовь, а дайте ему ее сами, не пользуясь эмоциональным шантажом. Право на любовь и заботу — первостепенное жизненное право Вашего ребенка. Не разочаровывайте его. Еще раз успокойтесь и расслабьтесь. Поймите своего ребенка, посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиций. Представь­те, чем наполнен Ваш ребенок: каковы его стремления, желания, чувства и мечты? Семь раз отмерьте — один раз отрежьте, лишь тогда Вас ждет желаемый результат.

Вы — не судья, не Вам подвластен приговор. Не увлекайтесь так рьяно «управлением» ребенка, не дрессируйте его, а выбирайте самые удачные моменты для доверительных бесед наедине.

Дайте себе отчет: кто Вы в глазах ребенка — обличитель, диктатор или доброжелатель.

Итак, поймите своего ребенка, его очарованную душу и... помогите ему, защитите от самих себя, если можете.

 

Постарайтесь стать для него таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве!

Педагог социальный Генералова Е.В.

свернуть

Информация для педагогов "Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей"

16.02.2023

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

   Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Ответственность родителей за воспитание детей

   Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»... Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности.Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

   Семейно-правовая ответственность: Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС).

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка(не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и со держании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

К родителям применяют ад­министративные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4.КоАП);
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23.КоАП);
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (17.3.КоАП).

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК);
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);
  • за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Гражданско-правовая ответственность

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК).

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? 

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК).

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах? Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они (ст. 80 КоБС): уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Что влечет за собой лишение родительских прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).

   К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в саду и в семье. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств?

Информацию подготовила

педагог социальный Е.В.Генералова

свернуть

Консультация для родителей: «Психологические проблемы детей в семьях, где родители склонны к чрезмерному употреблению алкоголя»

08.12.2022

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими.

   Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

  Психологические   особенности   людей  склонных   к   употреблению   алкоголя

          Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

        Стадии потребления алкоголя:

  1. начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст. Реакция на первые приемы алкоголя в значительной степени влияет на дальнейшее поведение в этой сфере
  2. экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта
  3. социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам. Сформированы предпочтения и формы употребления, вполне осознаются его негативные и позитивные последствия. На этом этапе останавливается большинство людей, но возможен переход на следующий этап
  4. привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. Увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и    раздражительность.
  5. чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. В связи с этим алкоголь все чаще принимается с целью снятия «похмелья». Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы.
  6. зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя.

Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

 

Психологические особенности ребенка  из алкогольной семьи

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка.

   Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Эти дети не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

   Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируется сложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

  Педагог социальный Генералова Е.В.

свернуть

Памятка для родителей «О том, как нельзя наказывать»

29.11.2022

 

Иногда некоторые родители воспитание отождествляют с наказанием ребёнка. На самом же деле, наказание – лишь один из инструментов, который  можно использовать во благо своему ребёнку. Чтобы наказание не навредило ребёнку, известный специалист Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребёнок» приводит некоторые рекомендации.

«СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ – НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ. НИКОГДА  не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было – НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.
  2. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  3. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  4. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

https://www.google.by

свернуть

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье»

24.11.2022

 

Воспитание детей — большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Рост количества детских заболеваний связан не только социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребёнка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребёнка.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».

К сожалению, в силу, недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности.

И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.

Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас. Когда ребёнок ходит в детский сад.

Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизнь ребёнка стало началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.

Педагог социальный Генералова Е.В.

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

26.10.2022

Одна из острых проблем семейного консультирования — получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методах и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании.

Мы предприняли попытку составить программу сбора информации о супружеской паре. Как можно будет увидеть, именно эта информация в разных сочетаниях и интерпретациях используется большинством практикующих специалистов. Пункты программы охватывают целостные аспекты брачных отношений. Несомненно, при работе с отдельной парой нет необходимости проводить полное обследование. Можно учитывать лишь те пункты, которые в первой беседе с клиентом выявились как источники его затруднений или имеют общее значение.

Подчеркнем, что программа предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом. Супружеская пара — центральный элемент семьи как малой группы. Стабильность семьи, ее развитие, благополучие, педагогический потенциал и многие иные характеристики существенно зависят от особенностей супружеской пары. Однако было бы натяжкой сводить проблемы семьи к супружеским проблемам и искать в них причину семейного неблагополучия во всех без исключения случаях.

Предлагаемая программа включает девять пунктов, которые мы охарактеризуем по следующим аспектам: смысл и значение получаемых по каждому пункту характеристик супружества, их влияние на благополучие брака, возможные методы и приемы измерения этих характеристик.

  1. Социально-экономические и демографические характеристики.

Данные показатели учитываются во многих социологических и демографических исследованиях, доказано их влияние на стабильность брака [1], [7], [9]. Среди них чаще всего выделяют: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), стаж брака, возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. В большом числе исследований, обсудить которые здесь нет возможности, показана неоднозначная связь этих показателей с характеристиками семьи. В тенденции можно говорить о положительном влиянии на брак хороших материальных условий (квартиры и семейного дохода), значительного стажа брака, примерного равенства возрастов супругов или более старшего (на 3—7 лет) возраста у мужа, высшего образования супругов, отсутствия разницы в уровне образования, числа детей от одного до четырех. Влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, поэтому не всегда справедливы выводы о неблагополучии семьи без детей, при плохих материальных условиях и т. д. Это вполне объяснимо, если принять во внимание, что социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а преломляясь через внутренние условия [5]. Неблагоприятное действие объективных факторов может компенсироваться за счет влияния внутренних источников семейной интеграции: супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т. п. Что касается методов получения социальных характеристик, то достаточны опрос, анализ имеющихся документов.

  1. Добрачные отношения. Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика консультирования показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке. Поэтому анализ добрачной истории полезен для понимания актуального состояния отношений.

Нами были обобщены литературные данные и проведено исследование 60 добрачных историй. Обследовались пары со стажем не более двух лет, использовался метод ретроспективного отчета.

Результаты работы позволили заключить, что на судьбе брака отражаются следующие характеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное), продолжительность периода ухаживания, инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица), время обдумывания брачного предложения, ситуация оформления брака.

Установлено, что положительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории: взаимное положительное первое впечатление друг о друге, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от одного до полутора лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания, сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.

Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как: отрицательное первое впечатление друг о друге, короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными или близкими, проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное предложение), продолжительное обдумывание брачного предложения. В каждом конкретном случае можно вскрыть причины перечисленных фактов, характеризующих добрачные отношения. Видимо, действие этих причин продолжается и в браке, проявляясь в тематике или поводах конфликтов.

Характеристики добрачного периода выявляются в беседе или специальном интервью.

  1. Микроокружение семьи.

Микроокружение семьи имеет большое значение для ее стабилизации Содержание и формы связей с окружением исторически изменчивы. Для современной городской семьи характерны две тенденции: сокращение объема, частоты и длительности контактов с окружением и высокая потребность в поддержке со стороны окружения. Дело в том, что родственные, соседские, приятельские отношения являются источником хозяйственно-бытовой, моральной и эмоциональной поддержки, служат каналом значимой информации, помогают адаптации и социализации членов семьи, служат источником бытовых услуг (помощь при уходе за детьми, больными и т. п.), являются каналами передачи опыта семейной жизни, необходимы для организации досуга.

Отсутствие связей с окружением, изоляция семьи от жизни общества и конкретного микроокружения негативно сказывается на ее стабильности и благополучии. В изолированной семье вся бытовая нагрузка падает на обоих супругов. Это требует от них способности к жесткой координации действий, высокого согласия по всем вопросам семейной жизни, психофизической выносливости, сознания личной ответственности и долга. Лишь при этих условиях изолированная семья может справляться с современными нагрузками без излишней напряженности и конфликта.

Однако и супруги, проживающие вместе с родными и не испытывающие дефицита помощи, могут оказаться проблемной парой. В этом случае причины конфликта могут лежать в области бытовой или иной формы несовместимости поколений, различий в образе жизни и уклада.

Наиболее оптимальный вариант — частичное отделение семьи: проживание отдельно от родственников для сохранения автономии, но в непосредственной близости от них. Подобные условия позволяют семьям избежать бытовых конфликтов и вместе с тем оказывать и получать оперативную помощь со стороны близких.

Для исследования контактов семьи с окружением нами разработана анкета «Контакты семьи». Она позволяет получить следующие показатели: состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги), частота контактов с разными представителями микроокружения, род помощи, получаемой от этих лиц (экономическая, бытовые услуги, моральная и эмоциональная поддержка, обмен опытом, организация и проведение досуга). Анкета может использоваться в двух вариантах: для изучения объективного положения дел и для исследования желаемого варианта отношений с окружением. Сравнение полученных картин помогает выявить точки неблагополучия в отношениях с микроокружением.

  1. Стадия супружества.

В литературе не подвергается сомнению значение стадии развития семьи для взаимоотношений. При этом речь идет не о стаже брака, а именно о стадии развития. Практика консультирования показывает, что для каждой стадии характерны свои типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи.

Однако проблема стадиальности семейной жизни изучена слабо. Чаще всего используется деление жизненного цикла на шесть стадий: 1) добрачный период; 2) семья до рождения детей; 3) семья с детьми дошкольниками; 4) семья с детьми школьного возраста; 5) семья со взрослыми детьми; 6) семья после отделения взрослых детей.

Возможные проблемы добрачного периода здесь уже рассмотрены. Для второй стадии наиболее характерны трудности выработки единого семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения ролей, взаимоотношения с родственниками, материально-экономические проблемы. На третьей стадии определяющим фактором семейной жизни становится уход за ребенком. Возможные проблемы: недостаток помощи мужа в воспитании ребенка, концентрация жены на ребенке в ущерб отношениям с мужем. В семьях с подрастающими детьми наиболее часты конфликты по поводу приемов воспитания детей, роли матери и отца в жизни ребенка, а также проблемы супружеской верности и сексуальных отношений. Проблемы пожилой пары изучены очень слабо. Некоторые данные позволяют предположить, что они вытекают из ослабления социальных связей, в том числе и с собственными детьми, страха одиночества и ослабления здоровья.

К сожалению, имеющийся материал не позволяет разработать какой-либо инструмент для анализа брака применительно к стадии развития. Поэтому выявление типичных проблем возможно в ходе свободной беседы.

5 Оценка уровня благополучия отношений.

Для диагностических целей полезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судить о тяжести нарушения отношений. Для этих целей мы используем на выбор три шкалы: ДОО (дифференциальная оценка отношений), шкала Берджеса, субъективная шкала удовлетворенности  браком [1], [10]. Каждая из шкал позволяет оценить отношения в континууме «благополучные — неблагополучные» в количественном выражении.

Шкала ДОО разработана А.Н. Волковой по образцу семантических дифференциалов. Она содержит ряд полярных определений типа: «теплые — холодные», «прочные — хрупкие» и т. п. Обследуемому предлагается оценить отношения, выбирая оценку между этими полюсами [1]. Суммирование баллов позволяет получить общую оценку благополучия отношений в непрерывной шкале от 0 до 90 баллов.

Шкала Берджеса содержит два раздела: часть первая (36 вопросов) оценивает значимые аспекты супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, отношения с родными, ценности и пр.), часть вторая представляет собой шкалу для оценки имеющихся личностных недостатков супруга. Шкала названа автором шкалой приспособленности в браке. По ней можно получить от менее чем 579 до 720 и более баллов. Автор выделил девять уровней приспособленности: крайне неприспособлен; несомненно неприспособлен; неприспособлен; пожалуй, неприспособлен; трудно сказать что-либо определенное; более или менее приспособлен; приспособлен; несомненно приспособлен; чрезвычайно хорошо приспособлен. Каждому из уровней соответствуют заданные интервалы набранных баллов.

Шкала субъективной удовлетворенности браком разработана Т.М. Трапезниковой. Она содержит пять пунктов, подлежащих оценке в десятибалльной шкале каждый: прочность брака; субъективное ощущение счастья; исполнение ожиданий социальных групп; полное развитие личности супругов; достижение семейной интеграции.

Главное достоинство указанных шкал — получение количественных оценок. Шкалы также позволяют выделить наиболее проблемные пункты отношений, качественно проанализировать ответы на отдельные вопросы. Они просты в использовании, не занимают много времени, понятны опрашиваемым.

Указанные шкалы требуют искренности ответов, поэтому их можно предъявлять после установления доверительных отношений с клиентом. Шкалы предлагаются каждому супругу в отдельности, затем анализируется разница в полученных баллах. Значительное расхождение оценок — признак невзаимности отношений. Супруг, оценивающий отношения ниже,— потенциальный инициатор конфликта, оппозиции, разрыва. Данный супруг нуждается в особой коррекционной работе, в более глубоком изучении его претензии, установок и мотивов.

Несмотря на некоторую формальность общей оценки уровня благополучия брака, она дает два важных показателя: степень риска данной пары (возможность распада брака) и потенциального инициатора дезорганизации отношений.

  1. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений.

На уровне поведения и обыденного сознания супружеские отношения проявляются в таких феноменах, как взаимопонимание, его адекватность, взаимоуважение и эмоциональное приятие, уровень конфликтности, семейно-ролевая согласованность. Как правило, именно в этих терминах клиенты формулируют свои проблемы. Также и в семейной терапии эти характеристики служат индикаторами развития и интеграции семейной группы и являются объектом терапевтического воздействия. Коррекционная работа направляется на улучшение этих характеристик: повышение взаимопонимания, снижение конфликтности и т. д. Причины негативного состояния феноменов отношений могут быть различными. Но в любом случае они должны быть подвергнуты терапевтической коррекции. Эти же характеристики используются для оценки эффективности психотерапии при работе не только с семьей, но и с другими группами.

Для измерения феноменов отношений мы используем следующие методики: опросники ПЭА, РОП, «Конфликты», а также тест семейных отношений (FBT) и тест Т. Лири. Другие авторы пользуются шкалами аттракции, вариантами социометрии, специальными опросниками [1], [2], [3; 210— 232], [4].

Опросник ПЭА сконструирован А.Н. Волковой для диагностики трех феноменов отношений: понимания партнера, эмоциональной привлекательности партнера, уважения к партнеру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предложен А.Н. Волковой для исследования семейных установок. Опросник содержит семь шкал, позволяющих установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации. Семейные ценности — это аспекты семейной жизни, отражающие основные функции современной семьи: воспитание детей, организация бытового потребления, интимные отношения, эмоциональная поддержка, организация досуга, партнерские отношения, эстетические ценности. Ответы опрашиваемого позволяют установить значимость для него указанных аспектов семейной жизни. У благополучной пары иерархия семейных ценностей должна быть сходной.

Опросник РОП позволяет также установить ролевую структуру супружеской пары: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных функций семьи. Если ролевые представления согласованы, речь идет о ролевой адекватности супругов. Благополучные пары имеют высокую ролевую адекватность.

Опросник «Конфликты» разработан Г. Лером в отделении по изучению неврозов и психотерапии университета им. К. Маркса в ГДР, адаптирован в институте им. В.М. Бехтерева. Методика представляет собой набор из 49 вопросов и шести вариантов ответов на них. Она позволяет судить о степени напряженности личности в трех сферах: производственной, бытовой, партнерско-супружеской. Выводится также суммарный показатель конфликтности респондента. Опросник позволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень их выраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком.

Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.

FBT — тест семейных отношений — проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936 г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членами семьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида в семье по отношению ко всем ее членам.

В целом благополучная супружеская пара характеризуется: сходством семейных ценностей; высокой ролевой адекватностью; низкой конфликтностью в разных сферах жизни; высоким уважением и эмоциональным приятием друг друга.

Особого обсуждения требует показатель адекватности восприятия и понимания супругами друг друга. Адекватность межличностной перцепции оказалась связанной с благополучием отношений неоднозначно: в ряде работ показана положительная корреляция адекватности и благополучия брака, в других отмечают высокую адекватность при глубоких нарушениях отношений. Видимо, образ партнера отражает не только реальные качества, но и ожидания, проекции, эмоциональные оценки, ореолы, предубеждения и идеалы супруга. Поэтому образ супруга включается в регулирование отношений весьма сложным путем [8]. В целом же высокая адекватность восприятия в тенденции способствует благополучию отношений.

  1. Исследование индивидуальности супругов.

Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях.

Использование результатов дифференциально-психологического обследования для информирования супругов друг о друге — одна из форм Коррекционной работы, направленная на улучшение взаимопонимания. При информировании необходимо учитывать следующие правила и требования: необходимость хранения тайны обследования, адаптация информации к личности клиента (уровню его понимания, личностным чертам). Меры предосторожности продиктованы тем, что супруги могут неверно истолковать полученную информацию, использовать ее для борьбы друг с другом. Во избежание злоупотребления информацией сообщаются лишь те сведения, которые необходимы для коррекции отношений, не рекомендуется сообщать порочащие сведения. Необходимо также акцентировать внимание на способах учета полученной информации в конкретном поведении. Сведения, сообщаемые клиенту о его личностных особенностях, могут быть более подробными и полными, положительными и отрицательными. Его следует побуждать к применению полученных данных в самовоспитании и саморегуляции.

Другой путь применения результатов дифференциально-психологического обследования — установление меры личностной совместимости супругов. В ряде работ показано, что определенное соотношение личностных черт (сходство, контраст, дополнительность) является фактором совместимости [1], [4]. Личностная совместимость проявляется в автоматическом распределении психологической нагрузки, выработке оптимальных способов обращения друг с другом, понимании спонтанных проявлений партнера и адекватном реагировании на них. Значение личностной совместимости в том, что при ее наличии адаптация друг к другу не требует усилий, перестройки личности, играния ролей, контроля над своими проявлениями, так как взаимодействие основывается на присущих партнерам личностных чертах.

При дифференциально-психологическом обследовании мы используем: опросники Кеттелла, Айзенка, тесты Розенцвейга, Зонди, Люшера, проективные рисуночные тесты [1], [4], [5].

Наши исследования показали, что совместимая супружеская пара характеризуется сходством ряда факторов опросника Кеттелла, Розенцвейга, контрастом других [1]. Супружеская пара, в которой соотношения этих характеристик иные, достоверно чаще бывает конфликтной, дезинтегрированной и испытывает трудности приспособления друг к другу.

Для диагноза личной совместимости мы предлагаем каждому из супругов указанные тесты и опросники. Полученные характеристики сравниваем с желательным соотношением. Например, среди показателей теста Зонди желателен контраст факторов "h", "e", "k". Если в паре соотношения иные, это говорит о несовместимости значимых личностных черт.

Данные личностного обследования очень полезны для разработки программы психотерапевтической коррекции супругов. Коррекция предполагает приближение личностных черт к оптимальному соотношению, что означает: в работе психотерапевта усилия должны быть направлены на усиление или ослабление значимых черт в личности клиента.

  1. Исследование семейного досуга, интересов и ценностей.

Наличие единых ценностей, интересов, способов проведения досуга связывается многими авторами с благополучием отношений в семье [4], [9]. Сходство интересов и ценностей выражается в единстве жизненных целей и устремлений, создает ценностно-ориентационное единство пары.

Для изучения этого аспекта супружества можно использовать такие инструменты, как методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант методики М. Рокича), опросник «Интересы — досуг», опросник «Условия семейного благополучия».

Методика «Ценностные ориентации» представляет собой перечень жизненных целей (шкала 1) и средств их достижения (шкала 2) [6; 208—209]. Опрашиваемому предлагается упорядочить их в соответствии со степенью их значимости для него. В благополучной паре наблюдается сходство жизненных целей и дополнительность средств их достижения.

Опросник «Интересы — досуг» предложен Т. М. Трапезниковой. Он содержит перечень из 42 видов и форм проведения досуга. Обследуемый выбирает 10 способов проведения досуга, характерных для него, 10 — для партнера, одновременно ранжируя их в порядке значимости. Таким образом выясняется соотношение интересов супругов, мера их согласия в формах проведения досуга.

Опросник «Условия семейного благополучия» (автор — Т.М. Трапезникова) состоит из 15 утверждений — наиболее распространенных мнений об условиях семейного счастья. Обследуемый отбирает и ранжирует по степени значимости пять наиболее значимых утверждений для себя и для партнера. Сходство в понимании условий семейного счастья — важный фактор супружеского согласия.

В целом сходство указанных характеристик облегчает интеграцию и единство супружеской пары.

  1. Психограмма супружества.

В результате анализа всех аспектов супружества мы получаем ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; 2) степень личной совместимости; 3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни; 4) общий прогноз отношений в паре; 5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы (с парой в целом и с каждым супругом в отдельности).

Составление психограммы основывается на сравнительном анализе всех полученных показателей, выявлении стержневых проблем, проявляющихся на разных уровнях отношений. Рекомендации к практической работе основываются на выделении наиболее существенных источников супружеской дезинтеграции.

Предложенная программа может быть использована для решения ряда практических задач: для диагностики пары в практике семейного консультирования и коррекции; для постановки диагноза семье — кандидату на усыновление ребенка; для вынесения решения суда о передаче ребенка одному из разводящихся супругов; для инспектирования семьи, когда вынесено решение о направлении ребенка в спецшколу или иные детские учреждения. Элементы программы мы используем при консультировании молодоженов, обратившихся в Ленинградскую консультацию по вопросам семейной жизни за прогнозом своего брака. Данная форма работы введена в 1982 г.

1.Волкова А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф., канд. дис— Л., 1979,— 17 с.

  1. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., 1983.— 308 с.
  2. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.— М., 1981.— 295 с.
  3. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений.— Психологический журнал, 1982, т. 3, № 2, с. 147—151.
  4. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Факторы устойчивости брака.— В сб.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28—30 сентября 1981 г. М., 1981, с. 44—49.
  5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова.— Л., 1979, с. 208—209.
  6. США глазами американских социологов / Под ред. Ю. Н. Давыдова, Г. В. Осипова.— М., 1982.— 263 с.
  7. Федотова Н. Ф. Некоторые вопросы межличностного познания в семье.— В кн.: Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.— 222 с.
  8. Янкова З. А. Городская семья.— М., 1979.— 184 с.
  9. Burges Е. W., Locke H. J. The family. 2-nd ed. N. J.: Beck, Co, 1960, p. 693—716.
свернуть

Информация для педагогов "Семьи с открытой формой неблагополучия"

12.10.2022

Социальный педагог Генералова Е.В.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки.Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия "неблагополучная семья" главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.

Также существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой - не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). В нашем обществе нет современных статистических данных о том, сколько людей являются алкогольнозависимыми и сколько детей воспитывается в алкогольных семьях, хотя совершенно очевидно, что число детей группы риска увеличивается с каждым годом. В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Целесообразно рассмотреть в данной работе семьи с открытой формой неблагополучия, в частности алкогольные семьи, так как именно они составляют основную массу неблагополучных семей, зафиксированных специалистами.

Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.        Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний), в результате чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от употребления алкоголя - это семейное заболевание, семейная проблема.

Изучение взрослых психопатических личностей показало, что в их заболевании очень велика роль психических травм раннего детства.

Исследователями даны основные признаки таких семей. Внимание при этом акцентируется на тех из них, которые больше всего влияют на личностное становление ребенка.

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности, теряют твердость психологической почвы  - Я размытость, нечеткость границ своего Я, Я Отрицание.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Низкая самооценка. Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он "заслуживает" все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. В здоровой семье создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери, с утратой моральных принципов, потому что обманывать себя (как и других) - это всегда деструктивный, разрушительный процесс как для себя, так и для других. Обман - своеобразная форма духовной деградации.

Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку "тащить семейный воз": изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия больных алкоголизмом непредсказуемы. В этих условиях из-за опасений, что с их близкими что-то случится, они усиливают свой контроль, становясь все более ригидными (неспособными корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации).

Поведенческая ригидность выступает как негибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий. Духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости "хорошо - плохо", а стандарты ожидаемого поведения абсолютны. Эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного-единственного чувства (например, вины, гнева, жалости). Общеизвестна также ригидность ролевых функций в семьях больных алкоголизмом. На этом фоне у созависимых супругов появляется склонность судить и осуждать других.

Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности. Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на личности детей, которым трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, как отмечают специалисты, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом (неслучайно созависимых жен называют сухими алкоголиками), является почти его зеркальным отражением.

Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не склонны искать информацию об алкоголизме, поскольку это значило бы признание своих проблем.

Сходство созависимоси и алкоголизма ученые видят также в том, что: а) каждое из этих состояний представляет собой первичное заболевание; б) и то, и другое состояние приводит к ухудшению и деградации в соматической, психической, эмоциональной и духовной сферах; в) без вмешательства в течение каждого из состояний оно может привести к преждевременной смерти; г) выздоровление от созависимости требует системного сдвига на характерологическом уровне.

Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать. Свои усилия каждая из сторон направляет в непродуктивное русло: пьющий муж озабочен навязчивыми мыслями о прошлой или будущей выпивке, а созависимая жена так же навязчиво думает о том, как проконтролировать его поведение. В результате подобной симбиотической связи у обоих возможно появление сходных соматических расстройств в виде нарушения деятельности органов пищеварения (чаще всего - колиты и язвенная болезнь желудка), головных болей, гипертензии и др. Даже похмельный синдром имеет свой эквивалент созависимости: повторный брак с больным алкоголизмом. Как больной ищет алкоголь, чтобы облегчить симптомы похмелья, так и созависимая жена, оставившая привычное для себя окружение, вновь возвращается в такую же среду (к этому же или другому мужу-алкоголику), чтобы смягчить проявления синдрома лишения.

С учетом того, что созависимость, как и алкоголизм, оказывает деструктивное воздействие на личность, с ней необходимо бороться. Но при этом важно уметь распознавать состояние созависимости среди подобных ему, так как проявления его довольно разнообразны и во многом сходны с внешней симптоматикой других психических, соматических и эмоциональных состояний. В.Д. Москаленко в статье "Жены больных алкоголизмом" на основании анализа зарубежного опыта и обобщения результатов собственных исследований по данной проблеме предлагает следующие критерии распознавания созависимости:

  1. Индивид на протяжении длительного периода в прошлом подвергался или все еще подвергается воздействию высокострессовой семейной ситуацией (зависимость члена семьи от алкоголя; могут быть и другие стрессы).
  2. Индивид сообщает о наличии, либо у него наблюдается проявление не менее 5 из следующих 8 признаков:

- страх - постоянная занятость проблемами других, непреходящая тревога, неприятные предчувствия; стремление избегнуть риска во взаимоотношениях, недоверие к людям, контролирующее поведение, сверхответственность, попытки манипулировать поведением других, в особенности "питейным" поведением;

- стыд/вина - непреходящее чувство стыда как за свое поведение, так и за поведение других; изоляция, чтобы скрыть позор семьи; ненависть к себе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия пониженной самооценки;

- затянувшееся отчаяние - отчаяние и безнадежность в отношении изменения ситуации, пессимистический взгляд на мир, низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальным достижениям;

- гнев - постоянное чувство гнева на больного, на семью и на себя; страх потерять контроль в гневе; гнев, распространяющийся на все на свете; пассивно-агрессивное поведение, особенно в отношении больного алкоголизмом;

- отрицание - упорное отрицание источника семейных бед, настойчивая минимизация тяжести проблем, оправдание, защита пьющего от негативных последствий;

- ригидность - когнитивная ригидность; поведенческая ригидность, включая ролевую негибкость; ригидность морально-духовных принципов; эмоциональная ригидность - доминирование единственного аффекта (вины, жалости к себе, гнева);

- нарушение идентификации собственных потребностей - утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении; трудности в определении границ своего духовного «Я»; личная зависимость - необходимость подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие;

- смещение понятий - сомнения относительно того, что является нормальным и может быть реальным; тенденция неверно распознавать и обозначать чувства; легковерие, доверчивость; нерешительность, амбивалентность.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех ее членов. Особенно уязвимы дети. Отсутствие достаточного жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

 

Литература:

  1. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99.
  2. В.Д. Москаленко "Жены больных алкоголизмом"//Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй/Алкоголизм в семье: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Шнейдер: в 2ч.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2004. -Ч.2. -С. 592-605.
  3. Г. Новайтис "Муж, жена и…психолог" //Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй/Алкоголизм в семье: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Шнейдер: в 2ч.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2004. -Ч.2. -С.619-628.
свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о районном ресурсном центре

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке создания и функционирования ресурсного центра

 «Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

 

  1. Настоящим Положением определяется порядок создания и функционирования ресурсного центра в государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Марьина Горка «Росток» (далее ДЦРР «Росток»).
  2. Ресурсный центр осуществляет  свою  деятельность  в соответствии  с Кодексом  Республики  Беларусь  об образовании,  иными  актами  законодательства,  а также уставом ДЦРР «Росток»  и настоящим положением.
  3. Координацию работы по созданию  и функционированию  ресурсного центра осуществляет учредитель учреждения образования, управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома.
  4. Целью деятельности ресурсного  центра  является  накопление  и внедрение  в практику  работы  учреждений  образования  Пуховичского района методических  и иных ресурсов для инновационного развития этих учреждений образования.
  5. Ресурсный центр создан  по направлению «Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»
  6. Основными задачами ресурсного центра являются:
  • информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по направлению «Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»;
  • консультирование педагогических работников учреждений дошкольного образования, оказание им информационно-методической поддержки в осуществлении работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • распространение эффективного педагогического опыта посредством открытых выступлений, сайта;
  • эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов в пределах своей компетенции.
  1. Ресурсный центр создан как структурное подразделение ДЦРР «Росток» и упраздняется (прекращает деятельность) по решению руководителя ДЦРР «Росток», согласованному с его учредителем (УпоОСиТ Пуховичского РИК).

Упразднение  (прекращение  деятельности)  ресурсного  центра  также  может осуществляться по инициативе учредителя учреждения образования (УпоОСиТ Пуховичского РИК).

  1. Для согласования создания  или  упразднения  (прекращения  деятельности) ресурсного  центра  руководитель  учреждения  образования,  в структуре  которого планируется  создание  или  упразднение  (прекращение  деятельности)  ресурсного  центра,   направляет  учредителю  учреждения  образования  письмо  о согласовании  создания  или упразднения  (прекращения  деятельности)  ресурсного  центра  в структуре  учреждения  образования  с мотивированным  обоснованием,  а также  проект  положения  о ресурсном  центре учреждения образования (при его создании).

В  письме  о согласовании  создания  ресурсного  центра  указываются  цели  его  создания,  направления  деятельности,  соответствие  их  целям  и задачам  деятельности  учреждения  образования,  сведения  о научно-методическом,  кадровом,  материально-техническом обеспечении направлений деятельности ресурсного центра.

  1. Учредитель учреждения образования  в двухнедельный  срок  со дня  поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения: при  получении  письма  о согласовании  создания  ресурсного  центра  оценивает целесообразность его создания в учреждении образования с учетом задач, определенных в пункте 6  настоящего  Положения,  и информирует  руководителя  учреждения образования,  в структуре  которого  планируется  создание  ресурсного  центра,  письмом о согласовании  создания  ресурсного  центра  либо  об отказе  в согласовании  с указанием причин;

при  получении  письма  о согласовании  упразднения  (прекращения  деятельности) ресурсного  центра  оценивает  целесообразность  его  упразднения  (прекращения деятельности)  и информирует  руководителя  учреждения  образования,  в структуре которого создан ресурсный центр, письмом о согласовании или об отказе в согласовании упразднения (прекращения деятельности) ресурсного центра.

  1. Руководитель учреждения образования  в пятидневный  срок  после  получения письма о согласовании создания или упразднения (прекращения деятельности) ресурсного

центра  принимает  решение  о создании  или  упразднении  (прекращении  деятельности) ресурсного  центра  и принятии  иных  мер  по его  реализации  в соответствии с законодательством.

  1. Функционирование ресурсного центра учреждения образования осуществляется в соответствии с планом  работы  ресурсного  центра  на текущий  учебный  год,  который  утверждается руководителем учреждения образования.
  2. Финансирование деятельности ресурсного  центра  учреждения  образования осуществляется  за счет  средств  республиканского  или  местного  бюджетов,  выделяемых на функционирование  учреждения  образования,  в структуре  которого  он  создан,  и иных  источников, не запрещенных законодательством.
свернуть