В мире музыки

«Значение музыки в эмоциональном развитии ребёнка – дошкольника»

13.06.2023

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно — сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

Полезно и слушать музыку, и петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. «Музыкальные» дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты. Музыка закодирована в звуках природы — шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя.  Поэтому чаще бывайте на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще.

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность: пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки — открывают доступ к врождённым механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяют использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Музыка может выступать как дополнительный стимул развития детей: прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление — способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин.

Музыка, в силу своей внутренней природы, должна быть составной частью любого воспитания.

Музыкальный руководитель Жоховец Н.П.

свернуть

Музыкальное воспитание детей от рождения до двух лет

18.01.2023

Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит, никто определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Дети от природы музыкальны, не случайно голосовые проявления младенца характеризуют как певучее гуление, вокализации, трели. В литературе описаны случаи, когда трех — четырехмесячные малыши точно интонировали мелодию, которую слышали от матери.

Все, чем наделяет нас природа, не случайно, и использовать предоставленный ею потенциал просто необходимо. Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш рос счастливым, разносторонне развивался и, став взрослым, вызывал гордость своими достижениями. Желая воплотить в жизнь свои мечты, родители часто навязывают ребенку то, что ему не всегда нравится. Такой подход вряд ли может привить любовь к чему бы то ни было. Воспитывая маленького ребенка средствами музыки, взрослые должны создавать условия для того, чтобы привить малышу любовь к ней. Важно, чтобы у самого ребенка возник интерес к музыке, появилось желание заниматься ею.

Базой для развития средствами музыки, на мой взгляд, являются игры, которые использует мама, общаясь с малышом. В основе музыкальных игр — пение, исполнение разнообразных мелодий на детских музыкальных инструментах, короткие пьесы и музыкальные фрагменты из произведений русской и зарубежной классики, как в записи, так и в «живом» исполнении (на фортепиано, гитаре и т.д.).

Материнское пение занимает особое место в развитии ребенка. Ее голос — это главный и уникальный, обладающий неповторимым тембром, «музыкальный инструмент». Пение мамы для малыша является сильным эмоциональным стимулом, на который он реагирует активными действиями. Если мама поет самый простой напев, но от души и с удовольствием, младенец сразу же подключается к пению, начинает вокализировать, и они образуют трогательный дуэт; ребенок постарше охотно повторяет, произносит нараспев, а затем и подпевает отдельные слоги, слова, короткие фразы. Такие моменты музыкального единения развивают чувство взаимного доверия, позволяют малышу ощутить себя любимым, единственным, защищенным.

Какие песни лучше петь маленькому ребенку, использовать в играх? Благоприятное воздействие на малыша оказывают народные мелодии и песни. Они разнообразны по характеру (лирические, плясовые и т.д.), ритму, темпу. Их музыка выразительна, доступна для исполнения и восприятия и предоставляет богатую возможность для импровизации, а тексты песен содержат положительную информацию об окружающем мире. Многие детские песни, написанные известными авторами, также подходят для музыкальных игр с малышом. Важное знчение для воспитания крохи имеют колыбельные песни, они несут радость, любовь, нежность, покой и умиротворение.

Некоторые мамы опасаются негативно воздействовать на развитие ребенка, так как сомневаются в своих вокальных способностях, не могут чисто спеть мелодию. Мы хотим развеять их сомнения. Любящая мама, которая поет непринужденно, искренне радуется успехам своего малыша, не может «испортить» его музыкальный слух, даже если она неправильно воспроизводит нотный текст. Малыш в первую очередь воспринимает интонацию пения мамы, эмоционально реагирует на ее настроение. А самое главное — совместное «музицирование» способствует эмоциональному общению взрослого с ребенком раннего возраста, что является основой для формирования речи младенца и познавательной активности, а затем и предметной деятельности. Нужно учитывать и то, что ребенка развивает не только пение взрослого.

Немалая роль принадлежит и исполнению взрослым мелодий на детских музыкальных инструментах: мелаллофоне, блок-флейте или дудочке, триоле, губной гармошке. Для этого маме совсем не обязательно иметь обширный репертуар, он может состоять всего из нескольких мелодий разного характера, которые ей надо выучить. Исполнение одних и тех же мелодий на разных музыкальных инструментах придает им новизну и особую выразительность, обогащает слуховой опыт малыша неожиданными впечатлениями.

Кроме материнского пения и исполнения мелодий на детских инструментах, огромное значение для развития малыша имеет совместное со взрослым слушание симфонической музыки, выполнение движений и действий с предметами под музыку. Все это прививает интерес и любовь к ней, позволяет формировать дифференцированное отношение к музыке разного характера.

Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает влияние на психическое развитие ребенка раннего возраста в целом. Оно стимулирует зрительное, слуховое восприятие, совершенствует общую моторику, координацию движений, развивает ориентировку в пространстве, устойчивое внимание, элементы произвольной деятельности, речевую активность (особенно ее коммуникативную сторону). Эмоциональная сфера малыша обогащается положительными переживаниями, связанными с музыкой. Музыкальные игры способствуют восприятию музыки, появляются предпосылки к разным видам музыкальной деятельности: пению, слушанию музыки, движениям; происходит стимуляция врожденных музыкальных задатков: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формируются элементарные представления о связи музыки и движения. Музыкальные игры могут стать также прекрасной эмоциональной основой для взаимодействия малыша со сверстниками.

Дорогие взрослые, помните! Если малыш окружен любовью и слышит музыку и мамино пение, он будет расти жизнерадостным, любознательным, активным, легче перенесет неожиданные ситуации и разочарования. И даже не став музыкантом, он будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком.

 Музыкальный руководитель Фролова С.О.

свернуть

Условия для музыкального развития ребенка в семье

12.09.2022

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

muz4

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В других семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (аудиозапись, телевизионные передачи).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию на слух. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно:

  • «сочинять» музыку во время игр, напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют;
  • петь колыбельную, убаюкивая куклу;
  • импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Необходимо, чтобы ребёнок занимался музыкально — образовательной деятельностью не только в детском саду и в музыкальной школе, но и дома.

Семья не должна оставаться безучастной к музыкальному развитию детей. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

 

Музыкальный руководитель Моцук-Паршина И.М.

свернуть