Это интересно

Обучающий курс для родителей "Развитие личности ребенка в разных видах деятельности"

17.04.2024
Учреждение образования "Белорусский государственный университет им. Максима Танка" информирует, что на сайте Центра современных методик дошкольного образования размещен обучающий курс для родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста в открытом доступе (на безвозмездной основе). Он знакомит родителей воспитанников с возможностями позитивной социализации ребенка по основным направлениям детского развития. https://prescool-centr.bspu.by/moodle/course/view.php?id=5
развернуть

Математика в повседневной жизни

20.04.2023

Обращайте внимание ребёнка на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни: страницы в книге, цифры на телефонном аппарате, номер домов, квартир и т. д.

  • Предложите ребёнку коробку с разными пуговицами. Пусть он рассортирует их по величине, цвету, форме и сосчитает.
  • Рассматривайте вместе с ребёнком календарь, отмечайте памятные даты, дни рождения членов
    семьи.
  • Спрашивайте у ребёнка: какой день недели был вчера? Какой день недели сегодня? Какой день недели будет завтра?
  • По дороге домой поиграйте с ребёнком в игру «Кто больше найдёт цифр в окружении» (номера машины, автобуса, дома, квартиры).
  • Предложите ребёнку назвать цифры на телефоне сначала в прямом, а потом в обратном порядке, назвать номер своего телефона, поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
  • Спросите у ребёнка: сколько ему лет? Сколько лет было в прошлом году? Сколько лет будет в будущем году?
  • По дороге домой из детского сада спрашивайте у ребёнка: что находится слева от него? Что – справа? Что – впереди? Что – сзади?
  • Гуляя по парку собирайте листья, шишки, каштаны, жёлуди, сосчитайте, кто сколько собрал, у кого больше; сосчитайте количество шагов до дерева у взрослого и у ребёнка, сравните.
  • Идя утром в детский сад, возвращаясь вечером уточняйте, какое сейчас время суток, время года.
  • По дороге домой, или, находясь дома, поиграйте с ребёнком в игру «На какую геометрическую фигуру похож увиденный предмет».

Заместитель заведующего по основной деятельности Ермольчик Н.Д.

свернуть

Малыш и рисование

12.01.2023

Частью любого творческого процесса является умение ви­деть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможностей и расширить способности вашего ре­бенка к образному познанию.

Занимайтесь с ребенком рисованием. Но помните, что для ребенка это игра. Не ограничивайте детскую свободу и раско­ванность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Пусть станут они для вашего малыша новым и интересным средством познания окружающего мира.

Занятия с малышом лучше строить таким образом, чтобы происходили смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, вы­полнение различных действий). Не стремитесь навязать ребенку процесс рисования, а попытайтесь увлечь его этим видом дея­тельности. Помните высказывание мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь».

Ваш ребенок только учится рисовать? Он с интересом и удо­вольствием чертит на бумаге каракули? Помогите ему подру­житься с кисточкой и карандашом. Процесс совместной работы малыша и взрослого сопровождайте рассказом. Чтобы заинтере­совать ребенка необходимостью рисования, используйте потеш­ки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры. Пре­доставьте ребенку возможность попробовать рисовать каранда­шами и красками, мелками и фломастерами. Вместе с ним подумайте: чем отличаются полученные разными способами изображения?

Научите ребенка рисовать прямые и кривые ли­нии. Получившимся формам дайте конкретные названия. Это расширит кругозор и изобразительные возможности ребенка. Один и тот же нарисованный кружок может быть «колесиком», «колечком», «яблоком» и «колобком». Ребенок научится нахо­дить в линиях и формах сходство с окружающими предметами, с явлениями природы.

Когда рисунок готов, для малыша очень важна ваша оценка. Не забывайте дать комментарий рисунку, порадоваться работе ребенка.

Не требуйте от малыша запоминания и употребления специ­альных названий. Название цвета может ассоциироваться с предметом характерного цвета (оранжевый — морковка, зеленый — травка). Название формы связывается с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (круг — ша­рик, мячик, квадрат — кубик, треугольник — крыша и т. д.). При необходимости взрослый помогает ребенку установить соотно­шение частей по величине и объединить части предмета в целое. Покажите малышу, как ориентироваться на листе бумаги, сло­весно изображая направления (сверху, снизу, в середине, по уг­лам, справа, слева).

Ребенок постепенно научится пользоваться изобразитель­ным материалом; он будет созидать и творить, сделает первые шаги в мир прекрасного. Научится выделять цвет, форму, вели­чину как особые свойства предметов.

Заместитель заведующего по основной деятельности Ермольчик Н.Д.

свернуть

Совместное чтение книг с детьми

12.10.2022

Перед чтением книги:

  • Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о кар­тинках на обложке.
  • Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?
  • Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются — художниками. Найдите вместе их имена в книге.
  • Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.
  • Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собст­венного рассказа по картинкам.
  • Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.
  • А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

II. Пять простых советов:

  • Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.
  • Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.
  • Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.
  • И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувство­вать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

Заместитель заведующего по основной деятельности Ермольчик Н.Д.

свернуть

Как правильно выбрать игрушку?

27.09.2022
  • Взяв игрушку в руки, постарайтесь почувствовать, какова она на ощупь, устойчивы ли краски, прочны ли детали, мех.
  • При покупке убедитесь в наличии сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта Республики Беларусь и санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором Республики Беларусь. Эти документы подтвердят вашу уверенность в том, что материалы, из которых сделана игрушка, её конструкция безопасны для физического здоровья детей.
  • Не приобретайте игрушки и игровые материалы у случайных людей и в несанкционированных игровых точках.
  • Вновь приобретённые игрушки перед использованием детьми помойте с мылом и ополосните проточной водой.
  • При выборе игрушек необходимо также помнить, что игрушки должны быть безопасны и для психического здоровья детей.
  • Получите консультацию специалиста (именно он знает особенности развития ребёнка конкретного возраста, какие игры характерны для детей данного возраста, какие игрушки нужны для игр).
  • Учитывайте возрастную адресованность игрушки.
  • Изучите методическое сопровождение.
  • Внимательно относитесь к игровым потребностям ребёнка.
  • Обучайте ребёнка выбирать игрушки, советоваться, объяснять.

Заместитель заведующего по основной деятельности Ермольчик Н.Д.

свернуть

Как поддержать у детей интерес к чтению книг?

05.09.2022
  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от­ношение к чтению как к удовольствию.
  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
  • Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан­ным.
  • Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользо­ваться ее фондами.
  • Запишите детей в читальный зал.
  • Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, да­рите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его инте­ресов и увлечений.
  • Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или сво­им друзьями, которые еще не умеют читать.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки).
  • Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.
  • В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфавита).
  • Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.
  • Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок).
  • В доме должна быть детская библиотека.
  • Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (ос­тавляйте в доступном месте газеты).
  • Попросите детей собрать и прочитать аннотации на филь­мы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма про­читать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Если дети посмотрели интересную передачу по телевизо­ру, достаньте книгу на эту тему.
  • Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в кос­тюмы любимых героев.
  • Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.
  • Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш го­род в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть те­левизор.
  • Пусть дети самостоятельно составят сборник своих лю­бимых шуточных стихов, рассказов и т. д.
  • Пусть дети читают книги о том, как мастерить и стро­ить своими руками, книги о спорте и т. д.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Устройте вечер, посвященный любимым книгам.
  • Пусть дети сами напишут продолжения к любимым книгам или историям.
  • Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, на­пример, спросите: «Почему небо голубое?».
  • Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из чле­нов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.
  • Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
  • Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами ку­пят книги в подарок.
  • Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т. д.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз­можно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Расскажите детям о книге, которую Вы только что про­читали и которая им будет интересна: разожгите их любопытст­во, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
  • Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию.
  • Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка в кровать
свернуть

Воспитание доброты к природе

29.08.2022
  • Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.
  • Помните, природа – ваш главный педагог. Чаще бывайте с ребёнком на природе.
  • Имейте в семье животное или растение. Поручайте заботу о них детям.
  • Учите детей правильному общению с живыми существами.
  • Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорван­ный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
  • Учите детей не причинять живому зла, помогать всему жи­вому.
  • Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  • Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
  • Учите исправлять свои ошибки.
  • Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, на­пример, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
  • Не унижайте своего ребенка и не обсуждайте его поступки при других.
  • Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
  • Используйте положительные примеры из детской литерату­ры при воспитании ребенка.

Разучите пословицы:

  • Добрые дела целыми веками живут.
  • Доброе дело веками помнится.
  • Доброму везде добро.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Заместитель заведующего по основной деятельности Ермольчик Н.Д.

(По материалам Т.Н.Зениной)

свернуть