Аттестация

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

01.10.2024

Нормативные правовые документы

02.09.2024

 

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 1 жніўня 2022 г. № 216 Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 22 жніўня 2012 г. № 101 Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарскавыкладчыцкага складу)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 июля 2021 г. № 55 Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июля 2020 г. № 69 Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июня 2009 г. № 36 Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

 

 

 

свернуть

Аттестация педагогических работников

02.09.2024

Аттестация педагогических работников — это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, итогов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития воспитанников при реализации содержания образовательной программы дошкольного образования.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Аттестация проводится:

на присвоение квалификационной категории (по инициативе педагогического работника);
на подтверждение квалификационной категории (обязательная аттестация по инициативе руководителя организации системы образования).

Основными принципами аттестации являются:

коллегиальность,

системность и целостность экспертных оценок.

Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам.

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.

Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, в редакции постановления 26.03.2014 № 20, 26.11.2014 № 163, 20.11.2015 №131, 11.05.2017 № 46, 08.05.2018 № 37, 01.08.2022 №216. 

Требования к аттестуемым работникам

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий - 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - 3 года.
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации.

Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности 1 год, а на высшую категорию — 2 года со дня присвоения предыдущей категории.

Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию.

С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один  раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.

Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию.

свернуть