Растим маленького гражданина
Виртуальная экскурсия "Наша Малая Родина"
02.08.2023Дидактическая игра «Музей белорусского быта и творчества»
05.06.2023Авторская дидактическая игра «Музей белорусского быта и творчества» разработана и оформлена воспитателем дошкольного образования Зубок Ю.А. и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования и в семье.
Методические рекомендации по включению в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, использованию в условиях семейного воспитания.
Народное искусство нашей страны очень разнообразно: игрушки из дерева, глины, соломки, льна, лозы, предметы вышивки, ткачества. Белорусский народ охотно украшал своё жилище разнообразными постилками, дорожками, ковриками, полотенцами. В этих изделиях отражалась окружающая природа со всем её разнообразием форм, цветов.
В ходе игры дети путешествуют по залам музея:
- белорусская хатка
- народные промыслы
- ткачества и вышивки
Дидактическая игра «Музей белорусского быта и творчества» включает задания «Убранство белорусской хатки», «Найди по тени», «Укрась изделие», которые связанны одним сюжетом и могут использоваться как самостоятельно, так и дополнять друг друга.
Задачи взрослого — воспитателя, родителя — знакомить детей с историей своего края, формировать уважение к национальной культуре, любовь к своей Родине.
Лото «Убранство белорусской хатки»
Задачи: расширять представления о культурных особенностях, условий жизни белорусского народа, развивать внимание, формировать уважение к национальной культуре.
Игровой материал и оборудование: листы, разделенные на 6 квадратов. В каждом квадрате фотография 1 объекта из белорусской хатки; 24 двусторонние карточки, на одной стороне которой изображен объект из белорусской хатки в соответствии с фотографиями на листах, на второй стороне – фрагмент изображения картины «Убранство белорусской хатки».
Игровые правила: игра организуется по правилам лото. Проводится индивидуально или с подгруппой детей до 4 человек. Узнать объект в соответствии с изображением на своем листе, назвать его.
Игровые действия: ребенок закрывает карточками все объекты на листе и потом переворачивает их, в результате создает цельную картину белорусской хатки.
Ход игры.
Взрослый сообщает, что пришло письмо от сотрудников музея с просьбой помочь им оформить залы. Предлагает ребятам отправиться в «Музей белорусского быта и творчества», стать дизайнерами и помочь сотрудникам музея расставить экспонаты по местам.
Детям предлагается отправиться в первый зал музея, и помочь сотрудникам оформить экспозицию «Убранство белорусской хатки». У каждого будет свой секрет оформления и свои предметы украшения избы. Узнаем мы эту тайну, когда каждый закроет все карточки предметами, которые находились в белорусской избе много лет назад, а потом их перевернет и у каждого должен получиться лист-пазл с видом белорусской хатки.
Ведущий достает карточки по очереди и предлагает игрокам определить, у кого карточка с соответствующим изображением.
Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит свои листы и первым сложит картину с изображением белорусской хатки.
Игра «Найди по тени»
Задачи: расширять представления о белорусских народных промыслах, предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных из соломки, глины, дерева, лозы.
Игровой материал и оборудование: листы с силуэтными изображениями предметов: 1 — изделия из соломки, 2 – изделия из дерева, 3 — изделия из лозы, 4 – изделия из глины, маленькие карточки с цветными изображениями изделий.
Игровые правила: игра проводится индивидуально или с подгруппой детей до 4 человек. Ведущим может быть взрослый или ребенок. Подобрать правильно цветное и силуэтное изделие и поставить предмет (изделие) на полку.
Игровые действия: ребенок отгадывает по тени предмет, называет из какого материала он изготовлен и ставит на место.
Ход игры.
Взрослый предлагает отправиться в следующий зал народных промыслов и помочь сотрудникам музея расставить экспонаты. При этом обращает внимание детей на то, что экспонаты изготовлены из различных материалов: из глины, дерева, соломки, лозы. Дети выбирают по 1 карточке. Ведущий берет карточку с цветным изображением и спрашивает «Тень какого предмета изображена на картинке?» (либо 2-й вариант — игроки сами выбирают нужные цветные карточки из разложенных на столе).
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карточку экспонатами и правильно определит (назовет) из какого материала они изготовлены и к какому белорусскому промыслу относится.
Игра «Укрась изделие»
Задачи: расширять представления о национальной одежде, об элементах белорусского национального костюма, о многообразии созданных мастерами-дизайнерами изделий с элементами белорусского орнамента; воспитывать устойчивый интерес к созданию выразительных образов.
Игровой материал и оборудование: листы с изображениями белорусских народных костюмов, тканых и вышитых изделий, карточки с силуэтами одежды и изделий, фломастеры, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.
Игровые правила: игра проводится индивидуально или с подгруппой детей до 4 человек. Подобрать для манекена силуэтное изделие и украсить его элементами белорусского орнамента.
Игровые действия: ребенок выбирает силуэт, украшает и размещает его на манекене.
Ход игры.
Взрослый предлагает ребятам отправиться в следующий зал ткачества и вышивки, где расположены изделия мастеров белорусского орнамента. Однако зал не может открыться, так как мастера не успели украсить все изделия. Взрослый предлагает ребятам превратиться в мастеров-дизайнеров, подобрать для манекена силуэтное изделие и украсить его элементами белорусского орнамента.
Дети украшают одежду, рушники, скатерти, расставляют по залам. Выигрывает тот, кто использовал больше элементов белорусского орнамента, у кого получилась более интересная работа. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый мастер индивидуален.
Автор: Зубок Юлия Александровна, воспитатель дошкольного образования высшей категории. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Марьина Горка «Росток».
Скачать презентацию игры можно здесь:
Дидактическая игра «Музей белорусского быта и творчества»
Содержание беседы с воспитанниками во время экскурсии к историко-культурному комплексу "Аллея воинской славы"
22.05.2023(для воспитанников старшего дошкольного возраста)
Во время движения к комплексу можно спросить у детей знают ли они что-нибудь о Великой Отечественной войне.
Расскажите детям, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
Поинтересуйтесь у детей: «Что и где они слышали о войне? Должны ли мы помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у детей «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Спросите у детей: «А в нашем городе Марьина Горка есть памятники воинам ВОВ?» (обелиск советским воинам, партизанам и подпольщикам; памятник Любе Гайдучёнок; памятник Василию Токареву; мемориальный комплекс 8 танковой дивизии; памятник воинам-интернационалистам. А ещё в нашем городе совсем недавно открыли новый мемориальный комплекс «Аллея воинской славы»).
Ход экскурсии
Историко-культурный комплекс «Аллея воинской славы» начинается с мемориальной доски, у которой можно остановиться и прочесть информацию о том, что мемориал воздвигнут в 2019 году в честь прошлых и нынешних поколений защитников нашей Родины.
Далее маршрут проходит по аккуратным, выложенным плиткой, дорожкам мимо военной техники.
Расскажите, что здесь установлены образцы военной техники, находившейся на вооружении воинских частей и соединений Пуховичского гарнизона.
Рассмотрите с детьми военную технику, уточняя, знают ли они какую-нибудь модель (танк, гаубица, БТР-бронетранспортёр, пушка, БМП – боевая машина пехоты, БМД – боевая машина десантников, ракетный комплекс).
Обратите внимание на внешний вид машин, попросите назвать, чем они похожи, в чём различия.
Подойдя к центру аллеи, обратите внимание на монумент со звездой и раскрытым стальным парашютом за ним, установленный в память о воинах-десантниках, которые уже в первые дни Великой Отечественной войны вступили в схватку с фашистскими захватчиками. Без поддержки танков, артиллерии, авиации они мужественно сражались с фашистами и не пропустили противника вглубь нашей страны.
Обратите внимание воспитанников на гранитную плиту с информацией о том, какие войска в разные годы располагались в нашем районе (если дети читают, пусть попробуют прочесть сами).
Обратите внимание на гранитную плиту с высеченными именами Героев Советского Союза, которые родились на Пуховщине, воевали и не вернулись с войны.
Поинтересуйтесь у детей, знают ли они, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Спросите у детей, знают ли они, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
Предложите воспитанникам почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
Призвать детей никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.
После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
Будет уместным спросить у детей о воевавших родственниках (если таковые имеются).
Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у воспитанников, что им понравилось, хотели бы они посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.
Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с детьми
Игра на координацию движений «Солдат»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идем. Пальцы бодро «маршируют» по столу.
В нашу армию, ребята, Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх
Просто так не попадешь. и покачивается влево-вправо.
Нужно быть умелыми, Ладонь вверх, пальцы растопырены,
Сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти — все бойцы Удалые молодцы
Два — больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца- храбреца, Два — сметливых молодца. Два—героя безымянных, Но в работе очень рьяных. Два мизинца — коротышки- Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять – Будем молодцов считать. Пальцы встали дружно в ряд. Десять крепеньких солдат. |
Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.
Сжимают и разжимают пальцы. Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие. Показывают указательные пальцы. Показывают средние пальцы. Показывают безымянные пальцы. Показывают мизинцы. Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке. Сжимают и разжимают пальцы.
Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их. Хлопают в ладоши |
Стихотворения, которые можно почитать детям или заучить
Спасибо Героям, спасибо Солдатам,
Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!
Вы кровью и потом добыли Победу.
Вы молоды были, сейчас – уже деды.
Мы эту Победу – вовек не забудем!
Пусть мирное солнце сияет всем людям!
Пусть счастье и радость живут на планете!
Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!Ольга Маслова
(Ольга Маслова)
***
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(Михаил Исаковский)
***
Пусть будет мир
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
(Н. Найденова)
***
Я мечтаю стать солдатом
Я мечтаю стать ребята
Замечательным солдатом.
Охранять свою страну,
Маму — мамочку мою.
Арсенал мой небольшой
Танк военный заводной.
Автомат, гранаты есть.
Отдаю я папе честь!
(Ирина Червякова)
***
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Тимофей Белозеров)
***
Клятва мальчиша
Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?
Я хочу солдатом в армии служить!
Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;
Сильным, ловким, смелым мне придется стать.
Я свою Отчизну от лихих врагов,
Не жалея жизни, защищать готов!
Если станет серым небо над страной,
Окажусь я первым на передовой.
Мне бы только надо вырасти скорей,
Чтобы стать солдатом армии своей!
Анна Штро
После завершения прогулки предложите детям нарисовать, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Заместитель заведующего по основной деятельности Ермольчик Н.Д.
Виртуальные экскурсии по Беларуси
04.10.2022Белорусский государственный музей истории Великой отечественной войны
Линия Сталина
Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"
Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"
Музей старинных ремёсел и технологий "Дудутки"
Музей национальной культуры и быта "Строчицы"
Национальный художественный музей
Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа
Установа “Дзяржаўны літаратурны музей Янкі Купалы”
Виртуальный музей Гомельский областной музей истории образования
Сценарий музыкально-тематического праздника "Дорога к победе"
14.09.2022Для воспитанников старшей группы
Дети входят в зал под музыку «Этот День Победы», маршируют, делают перестроения и становятся полукругом.
Ведущая.
Есть много праздников на свете,
Их любят взрослые и дети.
И каждый с нетерпеньем ждёт
8 Марта, Новый год!
Но вот сегодня – день особенный у нас,
Счастливый день, Великий День Победы!
Её добились прадеды и деды,
И мы о ней расскажем вам сейчас.
Песня «Наследники победы»
Ведущая. День Победы – светлый и радостный праздник 9 мая никогда не забудут люди. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам, и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живём сейчас под мирным небом.
Под фонограмму песни «Священная война»…
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Протяжный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб – всё это было похоже на чёрную тучу, которая надвинулась на нашу страну. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу тёмным силам. Рискуя жизнью, они защищали нашу Родину.
А сейчас перенесёмся в те военные годы и посмотрим несколько боевых эпизодов.
Ребёнок (лётчик) рассматривает карту
Пехота – здесь, а танки – тут.
Лететь осталось семь минут.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас!
Ребёнок (моряк) смотрит в бинокль
На горизонте самолет.
По курсу – полный ход, вперед!
Ребёнок. Клубились яростно метели
По сталинградской по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
Ребёнок. И танк в сугробе, как в болоте,
И бьют снаряды по броне
Снежинки таяли в полёте
Как ветки с листьями в огне.
Вместе. И падал в битве человек
В горячий снег, кровавый снег.
Ребёнок (пехотинец).
А солдатом чтобы стать,
Надо многое узнать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Игра «Пакет в штаб» (две команды)
Ведущая. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками.
Девочка. Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет это горят не хаты –
То юность наша в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Девочка.
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу!
Рану твою я перевяжу!»
Девочка.
Всё позабыла и слабость, и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла,
Многих сестричка от смерти спасла!
Игра «Перевяжи раненого» (4 девочки и 2 мальчика)
Ведущая. Случались на фронте и минуты отдыха, когда можно было посидеть у костра, исполнить любимы песни, частушки.
Ребёнок.
Не к лицу бойцу кручина,
Места горю не давай.
Если даже есть причина – никогда не унывай,
А частушки запевай!
- Из колодца вода льётся,
Вода – чистый леденец
Наша армия дерётся,
Значит Гитлеру — конец!
- Запишусь я в партизаны,
Я и там не пропаду.
Я – девчонка молодая,
В санитарки попаду!
- Милый мой фашистов бьёт
И мне тоже хочется!
Дайте, дайте пулемёт,
Буду пулемётчицей!
- Эх, раз, ещё раз –
Счастье будет пусть у Вас!
Эх, раз, ещё раз –
И здоровье про запас!
Танец «Катюша»
Ведущая.
Нет в Беларуси семьи, которую война обошла стороной. В это день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений. Для наших нынешних мальчишек Великая Отечественная Война – это далёкое прошлое, мы многое знаем о нём и не хоти, чтобы повторилось то страшное время.
Викторина «Помнить и знать»
- Младшее звание в армии (солдат)
- Высшее звание в армии (маршал)
- Город – герой, первый принявший на себя удар немецко – фашистских захватчиков (крепость – герой г. Бреста)
- Город – герой – столица Беларуси (Минск)
- Головной убор солдат (каска, пилотка)
- Головной убор матроса (бескозырка)
- Виды оружия (пистолет, автомат и т.д.)
Пословицы и поговорки.
- Жизнь дана на смелые дела.
- Бояться смерти – победителем не быть.
- Где отвага, там и счастье.
- Где смелость, там победа.
- Закон бойца – стойкость до конца.
- Крепко верить – значит победить.
- Смелого пуля боится.
- Смелость города берёт.
- Тяжело в учении – легко в бою.
Игра на внимание (с флажками в кругу)
Голубой – «летать»
Зелёный – шагать
Красный – хлопать в ладоши
Синий – «плавать»
Ведущая. Четыре долгих года, 1418 дней и ночей длилась на нашей земле самая страшная война. Около 27 миллионов людей погибло во время Великой Отечественной Войны. Каждый третий житель нашей родины Беларуси не вернулся с неё.
Танец девочек
Ведущая. Но люди не теряли веры в победу даже в самые тяжёлые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» — эти слова звучали повсюду. И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Страна ликовала.
Ребёнок. День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде,
Люди радостно поют.
Ребёнок. Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
«Мир для нас всего дороже!»
Так ребята говорят.
Ребёнок.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым.
Пусть пушки грозные молчат
И пулемёты не строчат.
Не гибнут люди, города.
Вместе. Мир нужен на земле всегда!
Песня «Пусть будет мир»
Ведущая. Есть огонь, который вызывает особые чувства и воспоминания. Это вечный огонь. Он горит на площадях во многих городах нашей страны. Это символ того, что люди всегда будут помнить о погибших солдатах, которые защищали Родину.
Ведущая зажигает свечу.
Горит дрожащая свеча
Не дунь на пламя сгоряча.
А этот слабый огонь
О чём бы нам поведать мог?
Песня «Вечный огонь»
Ведущая. От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним!
Дорогие дети! Уважаемые гости! Прошу почтить память погибших в боях за Родину минутой молчания.
Минута молчания.
Ведущая. Пусть не будет войны никогда,
Не коснётся нас больше беда!
В День Победы все песни поют,
В честь Победы сверкает салют!
Дню Победы – слава!
(Дети повторяют, машут «салютиками»)
Ветеранам – слава!
(Дети повторяют, машут «салютиками»)
Счастью, миру на земле – слава!
(Дети повторяют, машут «салютиками»)
Под музыку «Этот День Победы» уходят из зала.
Музыкальный руководитель Жоховец Н.П.
Воспитатели дошкольного образования Шматенко В.К., Стефанович В.Н.
Консультация для воспитателей "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста"
05.09.2022Нравственно-патриотическое воспитание активно внедряется в систему образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств.
Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своей малой родине, представлений о Республике Беларусь, людях, прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.
Во время работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах Беларуси;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами нравственно-патриотического воспитания в младшей группе выступают:
- организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
- хороводные игры, игры-имитации;
- чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи;
- рассматривание семейных фотографий и др.
В средней и старшей группах следует использовать такие методические приёмы патриотического воспитания:
- этические беседы о городе, родной стране, мире;
- экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- рассматривание иллюстраций о разных странах;
- знакомство с элементами национальной культуры.
При планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, следует включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Марьина Горка – мой родной город», «Народные праздники».
В процессе занятий следует широко использовать наглядно-иллюстративный материал: фотографии, открытки, слайды с видами различных мест нашего города, страны, иллюстрации с изображением продукции различных предприятий. Необходимо стремится так организовать работу с детьми по расширению и пополнению знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.
Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.
Следует использовать разнообразные виды организации игровой деятельности:
— ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў»;
— подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Запляціся, пляцень»;
— игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася»;
— игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «На Аллею воинской славы», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі»;
— дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве», «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места города Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, о Марьина Горке, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр могут служить фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного искусства;
— игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи и эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать сопереживание произведениям народного музыкального искусства. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии следует использовать при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого стереотипа. Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться, бережно относиться к продуктам труда близких, родных.
Активное сотрудничество с родителями, социумом, приобщение детей к национальной культуре позволят активизировать работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, повысить оценку деятельности и авторитет учреждения дошкольного образования среди родителей. Задачей педагогов является и формирование активной социальной позиции родителей, как активных участников воспитания у детей патриотизма через приобщение к народной культуре. Необходимо активнее привлекать родителей быть не только пассивными зрителями, но и активными участниками проводимых мероприятий.
Решить задачи нравственно-патриотического воспитания: формирование у воспитанников представления о родном крае, современной жизни народа, развивать нравственные нормы и правила, которые вырабатывались в сознании человечества веками способствует активная, целенаправленная работа.
Литература
- Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Варанецкая Л.М., Бельская К.М., Ждан И.Л.- Мн. “Зорны верасень” 2008.
- Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры/ Мазыр: Белы вецер», 2003г.
- Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў/ Дубініна Дз.М., Дубінін Дз. Ул. – Мн. “Зорны верасень” 2008г.
- Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г.
- Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ Никанова Л. — Мн., Народная асвета1991г.
- Патриотическое воспитание в детском саду. /Новицкая М.Ю. — Наследие. М.: Линка-Пресс, 2003г.
- Праменьчыкі выхавання патрыятызму/ Складальнік Паўлаў С.Б. Мазыр 2009г.
- Родной свой край люби и знай/ Герасимова З.М., — ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2
- Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч І.К. — Мазыр 2009г.
- Сябруем і гуляем разам/ Старжынская Н.С. – Мн. “Народная асвета” 1994г.
- Я – гражданин Республики Беларусь. / Василевич Г.А., Мельник В.А., Буткевич В.В., Ванина Н.Г. и др. — РУП «Издательство «Пачатковая школа», 2007г.
Воспитатель-методист Ковальская Н.А.
Каб мова родная гучала
20.08.2022Паважаныя бацькi!
Прапануем Вам беларускія сайты па адукацыі, выхаванні і развіцці нашых дашкалят!
«Вясёлка» — часопiс для дзяцей i iх бацькоў. http://www.veselka.by
Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ https://kazki.unicef.by
Нацыянальны паэтычны партал»Верши беларускiх паэтау» http://www.http://vershy.ru
Як нарадзілася наша беларуская мова?
11.08.2022А ці ведаеце вы, як нарадзілася наша беларуская мова?
Давайце паслухаем мудрыя словы Якуба Коласа, вядомага беларускага пісьменніка: “Роднае слова – гэта крыніца, праз якую мы пазнаём жыццё і навакольны свет. Пагэтаму нам неабходна так старанна вывучаць сваю родную мову, ведаць і любіць лепшыя творы беларускай літаратуры.”
А зараз давайце разам з вамі успомнім гісторыю развіцця нашай мовы. Наогул, мова ўзнікла сотні тысяч гадоў назад, калі першабытныя людзі аб’ядналіся ў калектывы, каб здабыць агонь, паляваць на жывёлу, лавіць рыбу, будаваць жыццё. Беларуская мова належыць да славянскай групы моў. Прыкладна да 6-7 ст. славяне жылі ад Дуная да Дона, карысталіся адной мовай. Таму мова ў тыя часы была амаль аднолькавая ва ўсіх славян. Але ў далейшым мовы розных славянскіх народаў набылі свае асаблівасці. На развіццё беларускай мовы аказала ўплыў творчасць Еўфрасінні Полацкай, Кірылы Тураўскага і інш.
У 13 ст. Беларусь увайшла ў склад Вялікага княства Літоўскага, дзе беларуская мова стала дзяржаўнай, была мовай справаводства і судаводства, на ёй вялася дыпламатычная перапіска. Пісьменнасць на Беларусі была на высокім узроўні і яшчэ больш інтэнсіўна пачала развівацца з узнікненнем кнігадрукавання. Беларускі першадрукар – Францыск Скарына.
З канца 14 ст. дзяржаўнай мовай на Беларусі стала польская, а з 19 ст. – руская. Такім чынам, на працягу амаль трох стагоддзяў беларусы мелі вельмі абмежаваныя магчымасці для развіцця сваёй культуры на роднай мове.
Аднак народ гаварыў на сваёй роднай мове, ствараў цудоўныя казкі, песні, паданні, легенды, прыказкі, загадкі, у якіх праўдзіва паказвалася жыццё народа.
Пасля 1917 года пачалося свабоднае развіццё беларускай мовы. Выдаюцца газеты, часопісы, слоўнікі, падручнікі на роднай мове. Яна стала мовай школы, кіно, радыё. Развіваецца дзіцячая літаратура, выходзяць часопісы для дзяцей. Але адраджэнне беларускай мовы было нядоўгім. Мову то забаранялі, то не забаранялі, былі “ўзлёты і падзенні”.
Сёння беларуская мова мае статус дзяржаўнай, але і руская мова мае статус дзяржаўнай. Якой мовай мы больш карыстаемся? Амаль кожны кажа – рускай. Так, сёння беларуская мова ўнесена ў лік выміраючых моў.
День Независимости Республики Беларусь
04.07.2022Для каждого белоруса День Независимости — это праздник, выражающий главную ценность: любовь к Родине, желание трудиться для ее процветания.
Накануне Дня Независимости Республики Беларусь, в нашем дошкольном учреждении для ребят были запланированы различные мероприятия, способствующие формированию у воспитанников таких важных для человека качеств, как любовь к родному краю, Родине, городу, истории.
Утро 1 июля началось с проведения торжественной линейки, во время которой был поднят флаг Республики Беларусь. Ребята пришли с белорусскими флагами. Воспитанники средних и старших групп стали участниками акции «Споем гимн вместе» и флешмоба «Я люблю Беларусь».
После линейки юные патриоты старших групп отправились на экскурсию к историко-культурному комплексу «Аллея воинской славы».