Педагогический проект «Формирование лексико-грамматической стороны речи дошкольников в процессе овладения трудовыми умениями и навыками»

Организация труда в природе

10.04.2023

 

Тема: «Посадка цветов».

Задачи: формировать умения совместно со взрослым ухаживать за растениями уголка природы (сеять семена разными способами, выращивать и высаживать рассаду, используя специальные инструменты; развивать общую и мелкую моторику, любознательность, сообразительность, познавательные способности; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.

Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, объяснение, практическая работа.

Форма совместной деятельности: подгрупповая.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование: семена цветов, земля в ящике, лейки с водой, палочка для рыхления почвы, клеенки.

Предварительная работа: беседа о труде, рассматривание иллюстраций цветов, схем посадки цветов, рассказ последовательности посадки растений.

 

Ход занятия

 

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами посадим цветы: бархатцы, анютины глазки, петунию. А вы мне поможете? (ответы детей).

- Скажите, какое сейчас время года? (ответы детей: зима).

- Как вы думаете, мы можем посадить семена растений на огороде сейчас? (Ответы детей.)

-Почему нельзя их посадить на улице сейчас? (ответы детей).

- Сейчас мы с вами посадим семена цветов в ящички, а потом, когда появятся росточки, мы можем высадить рассаду на участок? (ответы детей).

- Да, но только надо дождаться весны, чтоб было тепло, тогда можно посадить нашу рассаду в землю на участке.

Воспитатель напоминают последовательность посадки семян:

- сначала насыпаем землю в ящик;

- потом палочкой делаем бороздки;

- затем кладем семена и аккуратно присыпаем землей;

- потом аккуратно поливаем водой и ставим на окно.

- Ребята, а зачем надо ставить ящики с рассадой на окно? (ответы детей).

Практическая деятельность детей с опорой на схему последовательности посадки растений.

- Замечательно у вас получилось. Осталось дождаться всходов.

В конце занятия подводим итог.

Рассматриваем и проговариваем последовательность действий.

Воспитатель Зубок Ю.А.

свернуть

Организация хозяйственно-бытового труда

30.03.2023

 

Тема: «Как Федору трудиться учили».

 

Задачи: развивать умения под руководством взрослого поддерживать порядок в группе; формировать представления о способах самостоятельного распределения коллективной работы, планирования деятельности, распределения обязанностей по типу общего и совместного труда; закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности; развивать внимание, умение работать по словесной инструкции педагога; воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, практическая работа.

Форма совместной деятельности: групповая

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Материалы и оборудование: телевизор, фартуки, тряпочки, клеенка, подносы, вода с мыльным раствором.

Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры.

 

Ход занятия

Раздаётся видеозвонок. На экране телевизора появляется Федора и плачет.

Воспитатель:

- Это кто у нас тут плачет? Что случилось? Вот беда!

- Кто это ребята? (ответы детей).

- Из какой сказки к нам пришла Федора? (ответы детей).

- Ребята, давайте узнаем, почему она плачет.

Федора:

- Здравствуйте, ребята! Не любила я трудиться: мыть посуду и полы, прибирать свои все вещи. Беда случилась - все вещи от меня убежали.

Воспитатель:

- Что ж ты посуду не мыла, свои вещи не стирала и не прибирала, наверно, ленилась. Ребята, а разве хорошо быть ленивым? (ответы детей).

- Правильно, потому что у лентяев - каждый день выходной.

- Всем известно уж давно, что труд кормит, а лень портит.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери рисунок к пословице», а ты Федора посмотри и послушай, какие пословицы и поговорки о труде и о лени знают дети.

Воспитатель читает пословицу, дети повторяют и находят рисунок к ней.

Пословицы:

«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

«Не наклонишься до земли, грибок не попадет в кузовок»

Воспитатель:

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Федора:

- Ребята, я вижу, что вы так ловко со всем справляетесь. Помогите и мне, пожалуйста, всё помыть и постирать. Я уж вас не позабуду, я вас в гости приглашу, поиграю вместе с вами, сказку вам я расскажу.

Воспитатель:

- Ну, что поможем Федоре? Наведём чистоту и порядок в группе, и научим её трудится. Давайте пройдем по группе и посмотрим, что нужно сделать, чтобы в группе все было в порядке.

Дети определяют предмет труда: протереть строительный материал, помыть игрушки, навести порядок в кукольном уголке.

Воспитатель:

- Когда трудятся вместе, нужно обязательно распределить работу и вместе решить вопрос, кто и чем будет заниматься, поэтому подумайте, кто каким трудом займется.

- Ну и ты, Федора, не ленись, а вместе с нами потрудись.

Воспитатель помогает распределить детей, кто, где будет трудиться.

Воспитатель:

- Ребята, что необходимо, чтобы провести уборку? Какое оборудование? (ответы детей: тазики с чистой и мыльной водой, губки, тряпочки, мыло, фартуки.)

- Но прежде, чем начать трудиться, давайте вместе вспомним правила безопасного обращения с предметами труда.

Правила:

- не забывай убирать за собой;

- уважай труд других людей;

- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

- делай все аккуратно, не торопясь;

- правильно пользуйся орудиями труда;

- доводи работу до конца;

- если трудишься не один, работай дружно;

- если окончил дело раньше, помоги другим.

Воспитатель:

- Ну, а теперь оденем фартуки, и за дело!

Дети идут к рабочим местам, надевают фартуки, помогая друг другу, разбирают оборудование. Воспитатель разливает заранее приготовленную воду по тазикам.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:

- Молодцы, какие замечательные и трудолюбивые дети, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место, снимем фартуки.

- Ребята, вы всё успели сделать? (ответы детей).

- Дружно ли вы работали? (ответы детей).

- Довели ли начатое дело до конца? (ответы детей).

- Изменилось ли ваше настроение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Это потому что вы любите трудиться! А труд приносит радость. В совместном труде рождается дружба.

- Теперь, Федора, посмотри и работу оцени.

Федора:

- Спасибо вам за то, что научили меня и помогли мне наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно!

Воспитатель:

- После того, как мы все дружно поработали, можно сказать:

- Сделал дело - гуляй смело.

- Ребята, мы с вами сегодня интересно провели время, и доброе дело сделали: прибрались, навели чистоту и научили Федору трудиться. Всем огромное спасибо!

Разработала воспитатель Зубок Ю.А.

свернуть

Организация ручного труда

16.02.2023

Тема: «Ёлочка».

Задачи: формировать умения с помощью взрослого изготавливать поделку из природного и различного подручного материала для оформления группового помещения к празднику; развивать умения под руководством взрослого соблюдать культуру ручного труда на всех этапах трудового процесса – от целеполагания до получения результата и уборки рабочего места (экономно и рационально расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами, поддерживать порядок на рабочем месте); развивать внимание, мелкую моторику рук; умение работать по словесной инструкции педагога; воспитывать нравственные качества детей в отношении к окружающим людям: желание сделать им что-то приятное.

Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, объяснение; художественное слово, практическая работа.

Форма совместной деятельности: групповая

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Материалы и оборудование: шишки, ёлочные украшения, палочки от мороженого, вата, искусственные листья, каркас ёлки, клей, пластилин.

Предварительная работа: беседа о труде, рассматривание иллюстраций новогодних ёлок, сбор шишек и раскрашивание их белой гуашью.

 

Ход занятия

- Ребята, скоро праздник Новый год. Ну а какой же Новый год может обойтись без главной героини праздника, без елочки? Послушайте стихотворение:

Ёлка летом просто ёлка:

Тронешь ветку - пальцам колко,

Паутиной ствол обвит,

Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придёт,

Ёлка будто оживёт:

На морозе распушится,

Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая,

Как цветок пахучая.

Пахнет не росой, не мёдом,

Ёлка пахнет Новым годом!

 

- Скоро все мы будем украшать наши дома к празднику, поэтому сегодня я вам предлагаю сделать елочку. Давайте с вами вспомним правила безопасности при работе с клеем. Какие правила безопасности при работе с клеем надо соблюдать (ответы детей).

-Молодцы, вы все хорошо помните правила.

- У нас на тарелках лежит материал, из которого мы будем делать ёлку. Давайте его назовём: шишки, ёлочные игрушки, вата, палочки от мороженого. (дети повторяют).

Показываю иллюстрацию, на которой изображена поделка.

- Ребята, скажите с чего нам надо начать работу? Что приклеим сначала? Что потом? (ответы детей).

Физкультминутка.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели.

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

- Присаживайтесь и выбирайте себе материал, который вы будете приклеивать. Я буду наносить клей на ваш материал, а вы приклеивать поочереди на каркас будущей ёлки.

Практическая работа детей совместно с педагогом.

- Ребята, посмотрите, какая у нас получилась чудесная ёлочка. Она украсит нашу группу.

- Давайте вспомним, из какого материала мы ее изготовили? (ответы детей).

В конце занятия подводим итог. Рассматриваем получившиеся работы.

Разработала Зубок Ю.А.

свернуть

«Формирование лексико-грамматической стороны речи дошкольников в процессе овладения трудовыми умениями и навыками»

05.09.2022