Специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Особенности специальной группы для детей с ТНР
В нашем учреждении функционирует 2 специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В специальных группах реализуется образовательная программа специального образования «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:
- заявления законного представителя воспитанника;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи,
- занятия по обучению грамоте (в старшей группе).
В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется:
- развитие понимания речи;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование практических навыков словоизменения и словообразования;
- построения различных типов предложений;
- обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)
В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется:
- развитие фонематического слуха,
- формирование правильного произношения звуков;
- закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
- подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи:
- совершенствования фонематического восприятия,
- уточнения и закрепления правильного произношения звуков;
- развития навыков звукового анализа и синтеза.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного образования учитывают тематический принцип отбора материала.
При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.).
В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.