Специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности специальной группы для детей с ТНР

В нашем учреждении функционирует 2 специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

В специальных группах реализуется образовательная программа специального образования «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:

  • заявления законного представителя воспитанника;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

  • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи,
  • занятия по обучению грамоте (в старшей группе).

В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется:

  •  развитие понимания речи;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование практических навыков словоизменения и словообразования;
  • построения различных типов предложений;
  • обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется:

  •  развитие фонематического слуха,
  • формирование правильного произношения звуков;
  • закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи:

  • совершенствования фонематического восприятия,
  • уточнения и закрепления правильного произношения звуков;
  • развития навыков звукового анализа и синтеза.

При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного образования учитывают тематический принцип отбора материала.

При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.).

В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.

свернуть