Страничка учителя-дефектолога

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

02.08.2023

 

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разло­жить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • MotorikaПокажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выра­зительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку со­провождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку.
Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку,
На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших
Барабанит по окошку, 
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал.
Встряхиваем ладонями, как будто отряхи­ваем их от воды.
Дождик кончился. Устал.
Кладем ладони на стол.

 

Учитель-дефектолог Харитонович М.Я.

свернуть

Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук

20.04.2023

 

Волшебный карандаш

Цель. Развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.

Оборудование. Простой неотточенный карандаш с граненой поверхностью.

Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:

— Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Ра­зогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой ка­рандаш.

— Поставь локти на стол. Возьми ка­рандаш за концы большим, указатель­ным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.

— Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кистью руки;

— Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один каран­даш держится указательными, а дру­гой — средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние паль­цы рук, имитируя движения ножниц.

Сокровища гномовМоторика 2

Цель. Развивать мелкую моторику, умение поочередно действовать правой и левой рукой, воспитывать точность дви­жений пальцев рук.

Оборудование. Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить.

Взрослый предлагает ребенку вспом­нить сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

— Чем в сказке занимались гномы? (Искали сокровища.) Где они работали? (В подземелье, в пещерах.) А ты хочешь по­мочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрой глаза и считай до пяти. (Ребенок закрывает гла­за. Во время счета взрослый ставит на стол контейнер с песком, в котором за­копаны бусины.) Открой глаза. Я знаю, что в этом песке закопаны бусины. Попытайся найти их и нанизать на нитку.

Игру можно усложнить, закопав в пе­сок бусины разного цвета, размера, фак­туры или предложив нанизывать бусины на нитку по схеме. Искать бусины мож­но не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстя­ной пряжи или ниток.

Выгладим платочек

Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учить прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность движе­ний обеих рук.

Оборудование. Лист фольги.

Взрослый предлагает ребенку помочь Золушке постирать и погладить платочек. Ребенок берет со стола лист фольги, мнет его двумя руками, превращает в ко­мок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух рук. Необходимо обратить внимание ре­бенка на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».

Массаж рук

Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отраба­тывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формиро­вать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.

Оборудование. Массажные резиновые мячики с шипами двух размеров: 8—10 см и 4—5 см.

Взрослый предлагает ребенку выпол­нить действия с мячом:

  • Покатать мячик (8—10 см) между ладонями.
  • Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.
  • Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Переложить мяч в левую руку, выпол­нить аналогичное действие.
  • Взять мяч, зажать его между ладоня­ми, пальцы рук направить вверх, соеди­нить. Наклонить сложенные ладони вле­во, нажать верхней ладонью на мяч. За­тем наклонить вправо, нажать верхней ладонью на мяч. Повторить упражнение 4 раза.
  • Повернуть правую руку ладонью вверх, положить на нее мячик и обхва­тить его пальцами. Согнуть кисть руки и разогнуть. Движение выполнять 4 раза. Переложить мяч в левую руку, повторить то же самое.
  • Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если ребенку трудно, можно предложить и переменное выполнение упражнения.
  • Взять мячи разного диаметра, сжи­мать и разжимать пальцы рук.
  • Катать мяч (диаметр 4—5 см) каж­дым пальцем сначала правой, а затем левой руки.
  • Катать мяч (диаметр 4—5 см) одним-двумя пальцами правой руки по поверхности левой ладони, каждого пальца левой руки, и наоборот.

Учитель-дефектолог Адерихо Л.В.

 

свернуть

Как научить ребёнка с РАС выполнять ваши просьбы?

03.04.2023

Советы родителям

У вашего ребенка задержка речи, и ему сложно следовать вашим инструкциям? Это приводит к проблемам в выполнении самых простых домашних поручений и может закончиться бурной истерикой. Выполнение следующих рекомендаций может помочь вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять ваши просьбы дома и на улице.

  1. Составьте список основных заданий, которые вы обычно даете ребенку в течение дня.

На протяжении всего дня или недели записывайте все основные задания, которые вы обычно просите ребенка сделать в течение дня. Делайте заметки в телефоне или в блокноте, который всегда должен быть у вас под рукой. Попробуйте сформулировать любую инструкцию в нескольких словах («иди сюда», «остановись», «иди», «гулять», «вставай», «садись», «возьми меня за руку» и т.д.) Если вам сложно определиться с тем, ка вашего непосредственного участия и помощи.

  1. Сделайте карточки (фотографии или рисунки), иллюстрирующие ваши задания.

Выберите 15-20 самых распространенных просьб, используемых в течение дня при общении с ребенком (со временем число карточек можно будет увеличить). Важен визуальный сигнал.

  1. Следование инструкциям: обучение самим инструкциям.

Теперь необходимо будет ознакомить ребёнка с карточками и объяснить, что они означают. Каждый раз, когда вы будете предлагать новое задание, показывайте ребенку карточку с изображением данного задания. Поначалу ребенку может потребоваться ваша помощь в выполнении задания, и только потом он сможет сделать это самостоятельно. После того, как ребенок выполнит инструкцию, с вашей помощью или без нее, начинайте хлопать в ладоши, хвалить ребенка и бурно радоваться за него. Если вашего ребенка сложно мотивировать предметом, то вы можете давать ему маленькие порции любимого лакомства или напитка после выполнения каждой инструкции.

  1. Работа над выполнением инструкций в повседневных ситуациях.

После того как ребенок сможет выполнять все ваши задания во время игры с вами, то вы можете начать использовать эти же инструкции в повседневных ситуациях. Перед тем, как попросить ребенка что-то сделать, покажите ему карточку с соответствующей инструкцией. После этого помогите ребенку с выполнением задания и обязательно похвалите, как делали это во время игры. Детям с аутизмом или любым детям, у которых возникают проблемы с выполнением задания, могут понадобиться небольшие поощрения за выполнение каждой инструкции до тех пор, пока ребенок не станет успешен. Маленькие шоколадные драже могут идеально подходить для этой задачи, потому что они достаточно маленькие и не перебьют ребенку аппетит.

Карточки с инструкциями лучше всего все время держать при себе, для этого можно использовать сумку на пояс. Продолжайте использовать карточки в течение дня до тех пор, пока ребенок не обучится самостоятельно выполнять ваши просьбы без них. Это может занять какое-то время, будьте терпеливы и все получится!

  1. Уменьшение визуальных подсказок во время выполнения инструкций.

Как только ребенок научится самостоятельно выполнять задания по карточкам, можно переходить от визуальной передачи информации к вербальной, и постепенно выводить карточки из процесса обучения. Вам необходимо будет попросить вашего ребенка что-либо сделать и проследить за его реакцией на вашу просьбу. Вы можете дать ребенку подсказку своими жестами или позой или указать на предмет, с которым необходимо сделать действие. Если ребенок не сможет самостоятельно справиться с заданием, произнесите задание еще раз и покажите соответствующую карточку. Варьируйте поощрение за выполнение инструкций, если ребенок выполнил задание с меньшим объемом

Не забывайте про систему поощрений, чем меньше ребенок будет использовать ваших подсказок в процессе обучения, тем больше вы должны его хвалить и поощрять. При длительном выполнении упражнений такого рода, ребенок научится выполнять ваши просьбы максимально самостоятельно.

  1. Обучение ребенка выполнению заданий, состоящих из нескольких шагов.

Как только ваш ребенок научится выполнять несложные действия самостоятельно, с помощью этой же методики вы сможете научить его выполнять более сложные задания.

Для этого в описании задания вам нужно будет использовать несколько карточек (шаг 1, шаг 2 и пр.), а затем, после закрепления визуального восприятия карточек, постепенно заменить их на вербальные просьбы без применения картинок.

При регулярном использовании данной методики ваш ребенок обязательно порадует вас хорошими результатами. Во время занятий постарайтесь быть в хорошем настроении и веселом расположении духа, предоставляйте ребенку тонны похвалы и поддержки, и все получится!

свернуть

Семь советов родителям детей с РАС по развитию у них речи

23.03.2023

Информационный лист для родителей

В данном буклете родителям предлагаются некоторые советы по развитию речи, но необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка или подростка, может никак не действовать на другого.

Кроме того, важно понять, что хотя каждый человек с аутизмом может научиться коммуникации, но не всегда это происходит с помощью устной речи.

Ниже приводятся семь стратегий для развития речи у невербальных детей и подростков с аутизмом.

  1. Поощряйте игру и социальное взаимодействие.Дети учатся, когда играют, и это включает изучение родного языка. Пробуйте различные простые игры, которые могут понравиться ребенку. Важно выбирать игры, которые включают социальное взаимодействие. Примеры таких игр включают совместные песни, считалочки и «потешки», шуточную борьбу. Во время игры расположитесь рядом с ребенком, постарайтесь быть на уровне его глаз, чтобы ребенку было проще видеть и слышать вас.
  2. Имитируйте своего ребенка.Подражайте звукам и игровому поведению своего ребенка, и это поощрит у него новые вокализации и общение. Это также поощряет вашего ребенка, в свою очередь, подражать вам и действовать с вами по очереди. Убедитесь, что вы имитируете то, как играет ваш ребенок, при условии, что это положительное поведение. Например, если ребенок катает машинку, то вы тоже катаете машинку. Если его машинка врезается, то и вы врезаетесь своей машинкой. Но не надо имитировать выбрасывание машинки!
  3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникацииЖесты и контакт глазами могут стать основной для развития устной речи. Поощряйте вашего ребенка, моделируя и положительно реагируя на такое поведение. Максимально используйте свой язык тела и тон голоса во время общения с ребенком. Например, протягивайте руку и указывайте, если говорите «смотри», кивайте головой, если говорите «да». Используйте простые жесты, которые ребенок сможет с легкостью имитировать. Например, это могут быть хлопки в ладоши, протягивание рук, разведение рук в стороны. Реагируйте на все жесты ребенка. Если он смотрит или указывает на игрушку, то дайте ему ее, или начните играть в игрушку сами. Аналогичным образом, указывайте на игрушку сами, прежде чем взять ее в руки.
  4. Оставьте ребенку «пространство» для речи.Очень важно оставлять ребенку возможность для коммуникации, даже если ребенок не говорит. Когда вы задаете вопрос или считаете, что ребенок что-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на ребенка. Обращайте внимание на любые звуки или движения, тут же реагируйте на них. Ваши быстрые реакции помогут ребенку почувствовать, какая сила заключена в коммуникации.
  5. Упростите свой язык.Это поможет ребенку понимать, что вы говорите. Ему также станет проще имитировать вашу речь. Если ребенок невербален, попробуйте преимущественно говорить отдельными словами. (Например, если ребенок играет с мячиком, скажите «мяч» или «кати»). Если ребенок может говорить отельные слова, переходите на следующий уровень. Говорите короткими фразами, например «кати мяч» или «бросай мяч». Продолжайте следовать правилу «на одно слово больше»: говорите на одно слово больше, чем использует в своей речи ребенок.
  6. Следуйте за интересами своего ребенка.Вместо того, чтобы отвлекать внимание ребенка, сопровождайте словами то, что ему интересно. Используя правило «на одно слово больше», описывайте то, что делает ребенок. Если он играет с ящиком для сортировки по форме, то вы можете говорить слово «внутрь», каждый раз, когда он засовывает кубик в отверстие нужной формы. Вы можете сказать «кубик», когда он берет кубик в руку, или «кубик упал», когда он бросает кубик и начинает заново. Говоря о том, что увлекает вашего ребенка, вы расширяете его словарный запас.
  7. Подумайте о визуальных методах коммуникации и вспомогательных устройствах.Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к ее развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребенок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые визуальные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребенок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.
свернуть

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

15.03.2023

 

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые ко­роткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время специалисты доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласо­ванной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • palchikovay gimnastikaИгры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихо­творными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые поло­жения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

 I группа. Упражнения для кистей рук

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

 II группа. Упражнения для пальцев условно статические

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

 Ill группа. Упражнения для пальцев динамические

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возра­ста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 ме­сяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2—3 минуты кистей рук и пальцев:

  • поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
  • разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
  • растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нуж­но учить:

  • катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы). После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то от­рабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных заняти­ях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Учитель – дефектолог Адерихо Л.В. 

свернуть

Артикуляционные сказки

10.11.2022

 

Характерными особенностями детей-логопатов явля­ются быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.

Комплексы артикуляционных упражнений, пред­ставленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у младших дошкольников интерес к орга­нам артикуляции, развитию их подвижности и ак­тивизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом).

Однообразные упражнения, предла­гаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно со­провождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

«Язычок в зоопарке»

Однажды наш Язычок отправился в зоопарк, где в клетках жили разные звери. Язычку понравилось повторять движения обитателей зоопарка.

«Индюк болбочет»

Широким языком дети очень быстро бьют по вер­хней губе, издавая характерные для индюка звуки «бл-бл». Язычок «угощает» индюка зерном и пока­зывает, как он его склевывает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, со­вершают много раз.

 «Обезьяна корчит рожицы»

Высунуть язык и пытаться дотянуться им до носа. Наду­ваем щеки, делаем на них ?шишки» языком, затем слов­но полощем рот.

«Тигр выгибает спину и шипит»

Кончиком языка дети упи­раются в нижние передние зубы, широкий язык круто выгибают. При шипении кон­чик языка поднимаем, но не касаемся им нёба, зубы раз­жаты.
Получив «мясо», «тигр» тщательно его пережевывает (совершают движения, имити­рующие процесс пережевыва­ния пищи).

«Лошадка катает детей»

Цокаем копытами (кончи­ком языка издаем щелкаю­щие звуки), помахиваем хво­стиком (язычок перемещает­ся влево-вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верх­ней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р- р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растя­гиваем в улыбке, зубы поку­сывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).

«Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»

Бегемота угостили конфе­той, но она в его пасти при­липла к нёбу (кончик языка «присасываем» к нёбу за верхними зубами; растягива­ем уздечку, много раз широ­ко открывая рот, но не уби­рая язык с нёба).

«Безобидный уж показывает язык»

Высовываем язык и совер­шаем им ломательные движе­ния. Покажем, как уж лака­ет из блюдечка молочко. Вспомни и назови зверей, которых Язычок видел в зоо­парке.

«Наши домашние животные»

Летом наш Язычок отды­хал в деревне у своей бабуш­ки. Там он научился изобра­жать домашних животных, ко­торые жили на скотном дворе.
—  Кошка лакает молоко — кончик широкого языка под­нимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глота­тельное движение (6 раз).
—    Собачка грызет косточ­ку — слегка покусываем кон­чик языка (6 раз).
—   Лошадка цокает копыт­цем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остает­ся неподвижной (10 раз).
—    Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
— Свинья чавкает во время еды — имитация пережевы­вания пищи с открытым ртом.
—   Коза бодается — напря­женный язык совершает толка- тельные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).
Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?
Вспомни и назови живот­ных, которых Язычок видел у своей бабушки.

«Зима»

Наступила зима. Наш Язы­чок увидел, как веселятся дети зимой на улице и игра­ют в интересные игры. Язы­чок запомнил действия ребя­тишек и сейчас попытается их повторить.
— Подуй на снежок — дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
— Язычок боится мороза — острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
—   Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выпол­няет круговые движения по гу­бам (по 3 раза в обе стороны).
—    Язычок прыгает по гу­бам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
—    Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упи­рается в основания резцов (верхних, нижних), то пере­прыгивает через зубы, попа­дая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
— Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широ­кий расслабленный язык спо­койно лежит на нижней губе под счет до 5.
— Похлопай язычком-лопа- той как по снегу: рот приот­крыт, широкий язык совер­шает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
—   Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то под­нимается, то опускается (6 раз).
—   Ручки заморозим и руч­ки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними рез­цами и пройзнести: тс-с-с, тс- с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.

«Язычок ждет гостей»

Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкуснень­кое. Но какой же праздник без выпечки?
—    Язычок месит тесто — прижать кончик языка губа­ми и произнести: «Пя-пя-пя». Потом прижать его зубами: «Та-та-та» Выполнять упраж­нение, чередуя движения (6 раз).
—    Язычок жарит блин на сковороде — рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на нижней губе распластанным (нижняя губа при этом вид­на), потом подуть на кончик языка, не надувая щек (осту­жаем горячий блин) — 3— 4 раза.
—  Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы — движения широкого язычка, загнутого кверху, вперед-на­зад по верхней губе (6 раз).
—    Язычок наливает моло­ко в чашки — открыть рот, положить широкий язык на губу, загнуть кончик и боко­вые края языка кверху, удер­живать в таком положении под счет до 5, далее завести язык- «чашку» в глубь рта и сделать глотательное движение (гос­тям надо подать 4—6 чашек).
Ириски для гостей при­липают во рту — широко от­крыть рот, после прищелки­вания «присосать» всю массу языка к нёбу и удерживать язык в таком положении под счет до 5 таким образом, что­бы была видна уздечка (6 раз).
—   Язычок приготовил тру­бочки для коктейля — закру­чиваем язык трубочкой, при­поднимая его боковые края уголками губ и совершая вса­сывательные движения (6 раз).
—Язычок поет для гостей — поднятый к бугоркам за верх­ними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да- да-да, ды-ды-ды, до-до-до под любую знакомую мелодию, рот при этом широко открыт (6 раз).

Учитель-дефектолог Адерихо Л.В.

свернуть

Логопедический словарь

25.10.2022

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

свернуть