Страничка учителя-дефектолога
Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие
02.08.2023
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
- Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
- Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
- И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Дождик
Вышел дождик на прогулку.
Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку,
На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал.
Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.
Дождик кончился. Устал.
Кладем ладони на стол.
Учитель-дефектолог Харитонович М.Я.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук
20.04.2023
Волшебный карандаш
Цель. Развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.
Оборудование. Простой неотточенный карандаш с граненой поверхностью.
Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:
— Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.
— Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.
— Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кистью руки;
— Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой — средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы рук, имитируя движения ножниц.
Сокровища гномов
Цель. Развивать мелкую моторику, умение поочередно действовать правой и левой рукой, воспитывать точность движений пальцев рук.
Оборудование. Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
— Чем в сказке занимались гномы? (Искали сокровища.) Где они работали? (В подземелье, в пещерах.) А ты хочешь помочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрой глаза и считай до пяти. (Ребенок закрывает глаза. Во время счета взрослый ставит на стол контейнер с песком, в котором закопаны бусины.) Открой глаза. Я знаю, что в этом песке закопаны бусины. Попытайся найти их и нанизать на нитку.
Игру можно усложнить, закопав в песок бусины разного цвета, размера, фактуры или предложив нанизывать бусины на нитку по схеме. Искать бусины можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.
Выгладим платочек
Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учить прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность движений обеих рук.
Оборудование. Лист фольги.
Взрослый предлагает ребенку помочь Золушке постирать и погладить платочек. Ребенок берет со стола лист фольги, мнет его двумя руками, превращает в комок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух рук. Необходимо обратить внимание ребенка на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».
Массаж рук
Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отрабатывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формировать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.
Оборудование. Массажные резиновые мячики с шипами двух размеров: 8—10 см и 4—5 см.
Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом:
- Покатать мячик (8—10 см) между ладонями.
- Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.
- Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Переложить мяч в левую руку, выполнить аналогичное действие.
- Взять мяч, зажать его между ладонями, пальцы рук направить вверх, соединить. Наклонить сложенные ладони влево, нажать верхней ладонью на мяч. Затем наклонить вправо, нажать верхней ладонью на мяч. Повторить упражнение 4 раза.
- Повернуть правую руку ладонью вверх, положить на нее мячик и обхватить его пальцами. Согнуть кисть руки и разогнуть. Движение выполнять 4 раза. Переложить мяч в левую руку, повторить то же самое.
- Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если ребенку трудно, можно предложить и переменное выполнение упражнения.
- Взять мячи разного диаметра, сжимать и разжимать пальцы рук.
- Катать мяч (диаметр 4—5 см) каждым пальцем сначала правой, а затем левой руки.
- Катать мяч (диаметр 4—5 см) одним-двумя пальцами правой руки по поверхности левой ладони, каждого пальца левой руки, и наоборот.
Учитель-дефектолог Адерихо Л.В.
Как научить ребёнка с РАС выполнять ваши просьбы?
03.04.2023Советы родителям
У вашего ребенка задержка речи, и ему сложно следовать вашим инструкциям? Это приводит к проблемам в выполнении самых простых домашних поручений и может закончиться бурной истерикой. Выполнение следующих рекомендаций может помочь вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять ваши просьбы дома и на улице.
- Составьте список основных заданий, которые вы обычно даете ребенку в течение дня.
На протяжении всего дня или недели записывайте все основные задания, которые вы обычно просите ребенка сделать в течение дня. Делайте заметки в телефоне или в блокноте, который всегда должен быть у вас под рукой. Попробуйте сформулировать любую инструкцию в нескольких словах («иди сюда», «остановись», «иди», «гулять», «вставай», «садись», «возьми меня за руку» и т.д.) Если вам сложно определиться с тем, ка вашего непосредственного участия и помощи.
- Сделайте карточки (фотографии или рисунки), иллюстрирующие ваши задания.
Выберите 15-20 самых распространенных просьб, используемых в течение дня при общении с ребенком (со временем число карточек можно будет увеличить). Важен визуальный сигнал.
- Следование инструкциям: обучение самим инструкциям.
Теперь необходимо будет ознакомить ребёнка с карточками и объяснить, что они означают. Каждый раз, когда вы будете предлагать новое задание, показывайте ребенку карточку с изображением данного задания. Поначалу ребенку может потребоваться ваша помощь в выполнении задания, и только потом он сможет сделать это самостоятельно. После того, как ребенок выполнит инструкцию, с вашей помощью или без нее, начинайте хлопать в ладоши, хвалить ребенка и бурно радоваться за него. Если вашего ребенка сложно мотивировать предметом, то вы можете давать ему маленькие порции любимого лакомства или напитка после выполнения каждой инструкции.
- Работа над выполнением инструкций в повседневных ситуациях.
После того как ребенок сможет выполнять все ваши задания во время игры с вами, то вы можете начать использовать эти же инструкции в повседневных ситуациях. Перед тем, как попросить ребенка что-то сделать, покажите ему карточку с соответствующей инструкцией. После этого помогите ребенку с выполнением задания и обязательно похвалите, как делали это во время игры. Детям с аутизмом или любым детям, у которых возникают проблемы с выполнением задания, могут понадобиться небольшие поощрения за выполнение каждой инструкции до тех пор, пока ребенок не станет успешен. Маленькие шоколадные драже могут идеально подходить для этой задачи, потому что они достаточно маленькие и не перебьют ребенку аппетит.
Карточки с инструкциями лучше всего все время держать при себе, для этого можно использовать сумку на пояс. Продолжайте использовать карточки в течение дня до тех пор, пока ребенок не обучится самостоятельно выполнять ваши просьбы без них. Это может занять какое-то время, будьте терпеливы и все получится!
- Уменьшение визуальных подсказок во время выполнения инструкций.
Как только ребенок научится самостоятельно выполнять задания по карточкам, можно переходить от визуальной передачи информации к вербальной, и постепенно выводить карточки из процесса обучения. Вам необходимо будет попросить вашего ребенка что-либо сделать и проследить за его реакцией на вашу просьбу. Вы можете дать ребенку подсказку своими жестами или позой или указать на предмет, с которым необходимо сделать действие. Если ребенок не сможет самостоятельно справиться с заданием, произнесите задание еще раз и покажите соответствующую карточку. Варьируйте поощрение за выполнение инструкций, если ребенок выполнил задание с меньшим объемом
Не забывайте про систему поощрений, чем меньше ребенок будет использовать ваших подсказок в процессе обучения, тем больше вы должны его хвалить и поощрять. При длительном выполнении упражнений такого рода, ребенок научится выполнять ваши просьбы максимально самостоятельно.
- Обучение ребенка выполнению заданий, состоящих из нескольких шагов.
Как только ваш ребенок научится выполнять несложные действия самостоятельно, с помощью этой же методики вы сможете научить его выполнять более сложные задания.
Для этого в описании задания вам нужно будет использовать несколько карточек (шаг 1, шаг 2 и пр.), а затем, после закрепления визуального восприятия карточек, постепенно заменить их на вербальные просьбы без применения картинок.
При регулярном использовании данной методики ваш ребенок обязательно порадует вас хорошими результатами. Во время занятий постарайтесь быть в хорошем настроении и веселом расположении духа, предоставляйте ребенку тонны похвалы и поддержки, и все получится!
Семь советов родителям детей с РАС по развитию у них речи
23.03.2023Информационный лист для родителей
В данном буклете родителям предлагаются некоторые советы по развитию речи, но необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка или подростка, может никак не действовать на другого.
Кроме того, важно понять, что хотя каждый человек с аутизмом может научиться коммуникации, но не всегда это происходит с помощью устной речи.
Ниже приводятся семь стратегий для развития речи у невербальных детей и подростков с аутизмом.
- Поощряйте игру и социальное взаимодействие.Дети учатся, когда играют, и это включает изучение родного языка. Пробуйте различные простые игры, которые могут понравиться ребенку. Важно выбирать игры, которые включают социальное взаимодействие. Примеры таких игр включают совместные песни, считалочки и «потешки», шуточную борьбу. Во время игры расположитесь рядом с ребенком, постарайтесь быть на уровне его глаз, чтобы ребенку было проще видеть и слышать вас.
- Имитируйте своего ребенка.Подражайте звукам и игровому поведению своего ребенка, и это поощрит у него новые вокализации и общение. Это также поощряет вашего ребенка, в свою очередь, подражать вам и действовать с вами по очереди. Убедитесь, что вы имитируете то, как играет ваш ребенок, при условии, что это положительное поведение. Например, если ребенок катает машинку, то вы тоже катаете машинку. Если его машинка врезается, то и вы врезаетесь своей машинкой. Но не надо имитировать выбрасывание машинки!
- Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации. Жесты и контакт глазами могут стать основной для развития устной речи. Поощряйте вашего ребенка, моделируя и положительно реагируя на такое поведение. Максимально используйте свой язык тела и тон голоса во время общения с ребенком. Например, протягивайте руку и указывайте, если говорите «смотри», кивайте головой, если говорите «да». Используйте простые жесты, которые ребенок сможет с легкостью имитировать. Например, это могут быть хлопки в ладоши, протягивание рук, разведение рук в стороны. Реагируйте на все жесты ребенка. Если он смотрит или указывает на игрушку, то дайте ему ее, или начните играть в игрушку сами. Аналогичным образом, указывайте на игрушку сами, прежде чем взять ее в руки.
- Оставьте ребенку «пространство» для речи.Очень важно оставлять ребенку возможность для коммуникации, даже если ребенок не говорит. Когда вы задаете вопрос или считаете, что ребенок что-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на ребенка. Обращайте внимание на любые звуки или движения, тут же реагируйте на них. Ваши быстрые реакции помогут ребенку почувствовать, какая сила заключена в коммуникации.
- Упростите свой язык.Это поможет ребенку понимать, что вы говорите. Ему также станет проще имитировать вашу речь. Если ребенок невербален, попробуйте преимущественно говорить отдельными словами. (Например, если ребенок играет с мячиком, скажите «мяч» или «кати»). Если ребенок может говорить отельные слова, переходите на следующий уровень. Говорите короткими фразами, например «кати мяч» или «бросай мяч». Продолжайте следовать правилу «на одно слово больше»: говорите на одно слово больше, чем использует в своей речи ребенок.
- Следуйте за интересами своего ребенка.Вместо того, чтобы отвлекать внимание ребенка, сопровождайте словами то, что ему интересно. Используя правило «на одно слово больше», описывайте то, что делает ребенок. Если он играет с ящиком для сортировки по форме, то вы можете говорить слово «внутрь», каждый раз, когда он засовывает кубик в отверстие нужной формы. Вы можете сказать «кубик», когда он берет кубик в руку, или «кубик упал», когда он бросает кубик и начинает заново. Говоря о том, что увлекает вашего ребенка, вы расширяете его словарный запас.
- Подумайте о визуальных методах коммуникации и вспомогательных устройствах.Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к ее развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребенок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые визуальные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребенок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
15.03.2023
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время специалисты доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Ill группа. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2—3 минуты кистей рук и пальцев:
- поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
- растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы). После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Учитель – дефектолог Адерихо Л.В.
Артикуляционные сказки
10.11.2022
Характерными особенностями детей-логопатов являются быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у младших дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом).
Однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
«Язычок в зоопарке»
Однажды наш Язычок отправился в зоопарк, где в клетках жили разные звери. Язычку понравилось повторять движения обитателей зоопарка.
«Индюк болбочет»
Широким языком дети очень быстро бьют по верхней губе, издавая характерные для индюка звуки «бл-бл». Язычок «угощает» индюка зерном и показывает, как он его склевывает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, совершают много раз.
«Обезьяна корчит рожицы»
Высунуть язык и пытаться дотянуться им до носа. Надуваем щеки, делаем на них ?шишки» языком, затем словно полощем рот.
«Тигр выгибает спину и шипит»
Кончиком языка дети упираются в нижние передние зубы, широкий язык круто выгибают. При шипении кончик языка поднимаем, но не касаемся им нёба, зубы разжаты.
Получив «мясо», «тигр» тщательно его пережевывает (совершают движения, имитирующие процесс пережевывания пищи).
«Лошадка катает детей»
Цокаем копытами (кончиком языка издаем щелкающие звуки), помахиваем хвостиком (язычок перемещается влево-вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верхней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р- р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растягиваем в улыбке, зубы покусывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).
«Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»
Бегемота угостили конфетой, но она в его пасти прилипла к нёбу (кончик языка «присасываем» к нёбу за верхними зубами; растягиваем уздечку, много раз широко открывая рот, но не убирая язык с нёба).
«Безобидный уж показывает язык»
Высовываем язык и совершаем им ломательные движения. Покажем, как уж лакает из блюдечка молочко. Вспомни и назови зверей, которых Язычок видел в зоопарке.
«Наши домашние животные»
Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.
— Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
— Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
— Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
— Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
— Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
— Коза бодается — напряженный язык совершает толка- тельные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).
Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?
Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки.
«Зима»
Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.
— Подуй на снежок — дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
— Язычок боится мороза — острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
— Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
— Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
— Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
— Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5.
— Похлопай язычком-лопа- той как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
— Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6 раз).
— Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и пройзнести: тс-с-с, тс- с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.
«Язычок ждет гостей»
Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкусненькое. Но какой же праздник без выпечки?
— Язычок месит тесто — прижать кончик языка губами и произнести: «Пя-пя-пя». Потом прижать его зубами: «Та-та-та» Выполнять упражнение, чередуя движения (6 раз).
— Язычок жарит блин на сковороде — рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на нижней губе распластанным (нижняя губа при этом видна), потом подуть на кончик языка, не надувая щек (остужаем горячий блин) — 3— 4 раза.
— Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы — движения широкого язычка, загнутого кверху, вперед-назад по верхней губе (6 раз).
— Язычок наливает молоко в чашки — открыть рот, положить широкий язык на губу, загнуть кончик и боковые края языка кверху, удерживать в таком положении под счет до 5, далее завести язык- «чашку» в глубь рта и сделать глотательное движение (гостям надо подать 4—6 чашек).
Ириски для гостей прилипают во рту — широко открыть рот, после прищелкивания «присосать» всю массу языка к нёбу и удерживать язык в таком положении под счет до 5 таким образом, чтобы была видна уздечка (6 раз).
— Язычок приготовил трубочки для коктейля — закручиваем язык трубочкой, приподнимая его боковые края уголками губ и совершая всасывательные движения (6 раз).
—Язычок поет для гостей — поднятый к бугоркам за верхними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да- да-да, ды-ды-ды, до-до-до под любую знакомую мелодию, рот при этом широко открыт (6 раз).
Учитель-дефектолог Адерихо Л.В.
Логопедический словарь
25.10.2022Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.